В какие пакетики положить поминальные гостинцы

Православные люди никогда не забывают о своих почивших родственниках. В определенные дни принято ходить на кладбище, молиться в церкви о душе покойного. В течение первого года после смерти родственники делают поминальные обеды – на 9 и 40 дней. Спустя полгода после смерти также созывают людей. Поговорим о том, как поминать полгода со дня смерти, более подробно.

В православии принято поминать покойных на 9 и 40 дней, а затем спустя полгода и год после смерти. Чаще всего организуют поминальный обед, на который приглашают всех, кто хорошо знал почившего человека (в прошлом в нем принимали участие все желающие, в том числе пришлые с улицы).

При этом если понять, когда накрывать стол сразу же после кончины, не сложно, то с тем, делают или нет поминки на полгода, могут определиться не все. Так, многих верующих интересует, можно ли делать поминки раньше даты смерти, не станет ли это оскорблением или грехом. В действительности не важно, когда поминать. Церковь рекомендует это делать ежедневно посредством молитвы. Если пригласить на обед в будний день, на который и выпадают поминки, не получается, то делают его в предшествующее этой дате воскресенье.

Правила поминания в церкви

С утра, до начала службы приходят в церковь. Там:

  • покупают свечу и ставят ее за упокой души (в храме для этого отведено специальное место у распятия, в плоском подсвечнике с большим числом ячеек);
  • на особый стол складывают поминальную еду для бедных, прихожан или паломников, если служба проходит в монастыре;
  • отстаивают литургию от начала и до конца (прийти придется очень рано);
  • подают записку с именем усопшего для поминовения (имя пишут в родительном падеже, можно не одно, а несколько).

Во время литургии и перед поминальной свечой принято молиться. Это делают про себя. Не обязательно знать, какую-нибудь конкретную молитву, допускается обращаться к Богу и душе покойного своими словами, как человек чувствует, что хочет сказать. Если позволяют средства, заказывают сорокоуст и молебен (панихиду). Их будут читать в церкви в течение определенного времени (40 дней).

Совершать молитву нужно только очистив свои мысли от дурных помыслов и сильной печали по усопшему. Сделать это можно в ходе исповеди и причащения. К принятию причастия готовятся, соблюдая трехдневный пост, выполняя утром и вечером молитвенные правила, читая из канона полагающиеся случаю слова.

Если в церковь каждый день или в течение положенного времени, пока читается сорокоуст, ходить не получается, нужно подойти к священнику и испросить благословения на чтение молитв дома.

  • покупают лампадку;
  • несут ее на кладбище, чтобы зажечь там;
  • по дороге всем встречным нищим раздают милостыню (это не обязательно должны быть деньги, можно давать печенье и конфеты, не забыв попросить помянуть имя покойного в молитве).

В церкви принимают записки только за православного человека, крещенного. Если родственник был не крещен, принадлежал к другой конфессии или его вероисповедание неизвестно, лучше молиться про себя, не заказывая сорокоуста.

Порядок посещения кладбища на полгода

С собой на кладбище берут еду (пирожки, конфеты, печенья, хлеб), чтобы оставить на могиле или угостить проходящих мимо людей. По традиции на кладбище проводят трапезу, но сейчас этот обычай относят, скорее, к языческим, не одобряя. Священнослужители считают, что принимать пищу на могиле в день поминок неправильно.

Всегда ли Вы соблюдаете условия хранения продуктов и лекарств?
Да, всегда стараемся.
58.87%
Нет, ничего такого не произойдет.
22.47%
А нужно? Наверно это важно только в ресторанах и кафе.
18.66%
Проголосовало: 868

Церковь советует упаковать еду в аккуратные пакетики и оставить на погребении. Там ее могут взять все нуждающиеся. Вместе с едой можно оставить небольшое полотенце, свечку и чашку. Спиртных напитков на могиле оставлять не нужно, к поминанию усопшего при помощи спиртного православные прибегать не должны. Кладбище считается местом тишины и покоя, здесь принято скорбеть или молиться, а не насыщать свой голод, предаваясь греху чревоугодия. В день поминовения душа может посетить место захоронения тела, нужно об этом молиться.

Как правильно проводить поминки на полгода

Поминальный обед может быть приготовлен дома или заказан в ресторане. При выборе меню или дня его проведения учитывают следующее:

  • В пост все блюда должны быть постными. Никакого мяса, оно заменяется рыбой. Опытные работники ресторанов и столовых не рекомендуют по этому поводу расстраиваться. Способов приготовления вкусного обеда для поминок в соответствии с православными канонами очень много.
  • Среда и Пятница – это также постные дни. Если без мяса обед родственники не представляют, лучше перенести это мероприятие на субботу или воскресенье.

В будни во время Великого поста не поминают, перенося обед на субботу или воскресенье, исключение – Великая суббота, в которую верующие и вовсе не принимают пищу целый день. Разрешается есть в основном вечером, тогда как обед проводят в первой половине дня. Не понимая, как лучше поступить, обращаются за разъяснением к священнослужителям.

Кого приглашать

Еще лет 40-50 назад на помин души приглашали всех, кто жил рядом – в одном доме, деревне, кто работал, учился с покойным и его родней. На обед могли прийти и незваные гости, никто этому не препятствовал, наоборот, принимали такого человека очень хорошо. Сейчас ситуация несколько изменилась. Поминки более не делают дома и не приглашают на них чужих людей. Обычно в числе пришедших только родные и друзья, иногда сослуживцы, знавшие покойного всю жизнь.

Обед больше не готовят дома, чаще всего, заказывают стол в ресторане, потому количество людей строго определено, за каждого уже уплачено. Каких-либо ограничений по поводу того, кого приглашать, нет. Если есть возможность, можно позвать весь район или всю деревню. Степень знакомства с покойным также не важна, это даже хорошо, когда человек незнакомый, у родственников появляется шанс рассказать ему обо всех хороших качествах покойного. Об умерших всегда говорят, сосредотачивая внимание на положительных чертах характера и поступках, в особенности на поминальном обеде.

Блюда на поминальном столе

Для поминального стола готовят:

  • блины;
  • борщ или суп из грибов;
  • кашу гречневую, если пост, то без масла;
  • пироги (начинка – рыба, тыква, грибы, картошка, капуста квашеная);
  • кисель или компот из сухофруктов.

Спиртных напитков на столе присутствовать не должно.

Главное блюдо – кутья. Кашу варят из белого риса, заправляют медом, изюмом, орехами. Вместо риса могут использовать очищенные пшеничные зерна. Кутью несут в церковь и просят священнослужителя освятить ее.

Трапезу начинают с чтения молитвы. Лучше, если это делает батюшка, но не обязательно. Обедать начинают с употребления 3 ложек кутьи. Ее раскладывают в красивые пиалы и подают первой, даже вперед горячего блюда.

Во время литургии и перед поминальной свечой принято молиться. Это делают про себя. Не обязательно знать, какую-нибудь конкретную молитву, допускается обращаться к Богу и душе покойного своими словами, как человек чувствует, что хочет сказать. Если позволяют средства, заказывают сорокоуст и молебен (панихиду). Их будут читать в церкви в течение определенного времени (40 дней).

Радоница справляется на девятый день после Пасхи и всегда это выпадает на вторник. Сегодня не все имеют возможность посетить кладбище именно на Радоницу (весеннее поминовение), потому, к могилкам идут в воскресенье или любой другой день на этой неделе. Дома накануне готовят, пекут поминальные пышки или куличи, красят яйца. Около могилок наводят порядок, рассказывают друг другу о добрых делах усопших, вспоминают их, разговаривают с ними, веря, что их слова и молитвы будут услышаны. Садят цветы и возлагают на могилки, принесенные с собой живые тюльпаны и гвоздики. Сейчас многие неправильно воспринимают этот день и ведут себя на кладбище не так, как положено. Нельзя! Приносить и украшать искусственными букетиками. Это считается обманом перед Господом. Они хоть и долговечны, но не заменят вашего внимания к месту погребения долгим отсутствием. Вдобавок такие украшения захламляют территорию. В этот день на кладбищах нельзя устраивать пиршества с мясными блюдами и алкоголем. Чтобы молитвы и обращения к Господу о Царствии небесном для усопшего были услышаны, берут с собой небольшие пакетики с конфетами и печеньем, пасхами и крашеными яйцами. Вручают их людям и просят помянуть умершего, называя его имя. В ответ, принимающий, отвечает: «Царствие небесное и имя усопшего». Как бы обращаясь к Господу с просьбой взять его к себе. Часто в поминальный день на Радоницу приезжают родственники издалека. Большая родня уже дома собирается за одним столом, на котором во главе стоит поминальная кутья. Это еще один повод всем встретиться, помолиться за души усопших, вспомнить о былом. В данном случае такие встречи объединяют родственников, подтверждая их неразрывную связь, восходящую к истоку рода. Поминание трапезой всегда начинается с молитвы об усопшем и ею заканчивается. Нельзя! Устраивать пышный и помпезный обед не стоит, тем более считать день поминовения поводом для его устройства. Силы уйдут на это, и пользы для души умершего не будет. Нельзя! Оставлять на могилках ни еду, ни спиртное, это может привлечь к ним толпы пьяниц, бездомных собак, мух. Место захоронения – святое. Оно как храм. И нужно с уважением к нему относиться.

Радоница справляется на девятый день после Пасхи и всегда это выпадает на вторник. Сегодня не все имеют возможность посетить кладбище именно на Радоницу (весеннее поминовение), потому, к могилкам идут в воскресенье или любой другой день на этой неделе. Дома накануне готовят, пекут поминальные пышки или куличи, красят яйца. Около могилок наводят порядок, рассказывают друг другу о добрых делах усопших, вспоминают их, разговаривают с ними, веря, что их слова и молитвы будут услышаны. Садят цветы и возлагают на могилки, принесенные с собой живые тюльпаны и гвоздики. Сейчас многие неправильно воспринимают этот день и ведут себя на кладбище не так, как положено. Нельзя! Приносить и украшать искусственными букетиками. Это считается обманом перед Господом. Они хоть и долговечны, но не заменят вашего внимания к месту погребения долгим отсутствием. Вдобавок такие украшения захламляют территорию. В этот день на кладбищах нельзя устраивать пиршества с мясными блюдами и алкоголем. Чтобы молитвы и обращения к Господу о Царствии небесном для усопшего были услышаны, берут с собой небольшие пакетики с конфетами и печеньем, пасхами и крашеными яйцами. Вручают их людям и просят помянуть умершего, называя его имя. В ответ, принимающий, отвечает: «Царствие небесное и имя усопшего». Как бы обращаясь к Господу с просьбой взять его к себе. Часто в поминальный день на Радоницу приезжают родственники издалека. Большая родня уже дома собирается за одним столом, на котором во главе стоит поминальная кутья. Это еще один повод всем встретиться, помолиться за души усопших, вспомнить о былом. В данном случае такие встречи объединяют родственников, подтверждая их неразрывную связь, восходящую к истоку рода. Поминание трапезой всегда начинается с молитвы об усопшем и ею заканчивается. Нельзя! Устраивать пышный и помпезный обед не стоит, тем более считать день поминовения поводом для его устройства. Силы уйдут на это, и пользы для души умершего не будет. Нельзя! Оставлять на могилках ни еду, ни спиртное, это может привлечь к ним толпы пьяниц, бездомных собак, мух. Место захоронения – святое. Оно как храм. И нужно с уважением к нему относиться.

В это время проводятся литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Также подходят Благовещение Пресвятой Богородицы, четверг и суббота на Страстной седмице. Можно подать записку об упокоении на литургию. О том, возможно ли провести в конкретный день панихиду, нужно узнать в храме заранее. Если поминки в Великий Пост выпадают на наиболее строгие недели — первую, четвертую и седьмую, то на поминальный обед приглашают только ближайших родственников. Следует не забывать молиться за упокой и совершать в память о покойном хорошие дела, давать милостыню.

Читайте также:  Сколько весит 10литровое ведро моченых груздей

Церковь не запрещает собираться семье и друзьям усопшего. Но стоит помнить, что, согласно правилам, во время Великого поста рыбу допустимо употреблять на Благовещение и в Вербное воскресение. Растительное масло разрешено добавлять в пищу только по выходным и дням памяти самых почитаемых святых. Если среди приглашенных есть люди, строго придерживающиеся поста, следует позаботиться о специальных постных кушаньях. Задача поминального обеда – укрепить силы для совершения молитвы.

Традиционно постный стол включает солёные огурцы, кислую капусту, горох, картофель, каши без сливочного масла и молока, изюм и орехи. Бублики, баранки, сайки и прочий хлеб.

ПОМИНКИ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ: КАКИЕ БЛЮДА ПОДАТЬ?

Компот – традиционный напиток. В давние времена он назывался «узвар» и готовился из засушенных фруктов и меда. В наши дни можно сделать компот из сушеных абрикосов либо из замороженных ягод, например, клюквы с сахаром или мочёной брусники. Не нужно заменять компот соками или газированной водой.

Еще одно важная часть трапезы – пироги. По традиции их дают после окончания обеда всем гостям. Для теста также не используются яйца. Начинкой может быть лук, щавель или грибы.

Первые блюда

Вторые блюда

Мочёные или соленые овощи, салаты без мяса и майонеза, винегреты подаются с первыми блюдами. Гарниром могут стать простые овощные салаты. Огурцы с помидорами, капуста с огурцами хороши для закусок.

Христианские поминки словно продолжают молитвы через вкушение пищи. Устройство поминального обеда считается милостыней от семьи умершего человека. Перед началом кто-то должен прочесть 17 кафизму из Псалтири над горящей церковной свечой. Затем читается «Отче наш». В поминальной трапезе обычно пользуются только ложками. По канону в пост запрещено спиртное, но в наше время на стол ставят водку, реже коньяк или красное вино. На краю стола оставляют рюмку с водкой, накрытую ломтем черного хлеба. Иногда это остается нетронутым в течение 40 дней.

Во времена Древней Руси готовили ещё и канун (сыту) из бобов с добавлением мёда и сахара, а также кисель. Сегодня выбор блюд остается за хозяйкой, хотя во время Великого поста он немного сужается. Не стоит забывать по окончании поминок раздать остатки гостям, чтобы они помянули умершего дома с теми, кто не пришел на поминальный обед.

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения усопших.

В субботу утром — служится основное церковное поминание – заупокойная Литургия, где поминаются все усопшие христиане, после нее – будет отслужена общая панихида.

Ниже читайте, как правильно соблюсти поминание умерших в церкви.

Вот завтра снова великопостная Родительская суббота. Не первый раз пойду я на это богослужение, чтобы почтить память моих дорогих ушедших и, конечно, знаю, что значат эти дни особых поминаний в Великом посту — Родительские субботы. А вот все ли знают, как важны и нужны для наших дорогих ушедших наши соборные молитвы о них именно в эти дни?

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь.

В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одним из таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти.

Другая причина основания родительских суббот есть та, что в эти дни Великого поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

Именно в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым усердием молятся о своих умерших родных и близких, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним.

Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный Царствия Божия, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности.

Читайте также:  Можно ли оставлять мытые грибы на ночь

А подумайте, все ли люди отходят в мир иной полностью очистившись, все ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли вообще есть возможность исповедаться перед смертью? А если кто то, согрешив в малом, забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил свой грех? А потом умер внезапной смертью? Получается, что нет ни какой гарантии, что человек обретет покой на том свете. Ведь даже самое малое прегрешение может не допустить его до рая и обречет на вечные муки.

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение.

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Если мы на деле а не на словах любим своих родственников; если мы действительно являемся христианами, законом которых является любовь к ближнему, мы должны молиться за души наших родных и близких, подавать милостыню для их спасения. Только в наших силах смыть с них оставшиеся грехи и открыть им дорогу в Рай. И их поминовение — наша прямая и непосредственная обязанность.

Церковное поминовение усопших в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение. В поминальную субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду — ваше присутствие на Литургии и панихиде необходимо. Тем более, что наши умершие являются явными свидетелями того, присутствовали ли мы на богослужение, молились ли за них или просто отписались записочками и откупились свечами.

Для церковного поминовения на литургию, прихожане готовя т записки с поминовением усопших . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище. О том, правильно написать записку читайте здесь.

В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «канун». Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка… Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут»(Мф.5,7).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии. Не положено приносить мясные продукты.

Задумывались ли вы когда-нибудь во время обедни, смотря на так называемый канунный столик, на котором теплят свечи за упокой отшедших людей? Тихо тающий воск, чуть дрожащие огоньки как-то особенно тепло и трогательно говорят о людях, отлетевших с земли, которых не забыли, о которых молятся, за которых предстательствуют оставшиеся без них и любившие их люди. Но что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о них проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!

Люди, знающие обряды всех религий, единогласно утверждают, что ничто не может сравниться с православными молениями о загробной участи отошедших к Богу православных. Действительно, скорбь Православной Церкви об ушедшем чаде проникнута необыкновенной теплотой и непоколебимой надеждой. Православная Церковь не только не отступается от своего умершего члена, но проявляет о нем особую заботливость. Самое высшее добро, какое оказывает Церковь умершему, — это есть поминание его на проскомидии. Та часть, которая вынимается из просфоры с произнесением имени живого или умершего лица, знаменует собою душу этого человека. В конце литургии, после приобщения верных, все эти частицы ссыпаются в чашу и проникаются, таким образом, животворящею Кровью Христовой. Над ними произносятся священником слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною». При этом видимом соприкасании частей просфор с Кровью Христовой происходит невидимое соприкасание души поминаемого человека с существом Божиим. Души светлые ощущают при этом особую радость — одинаково, будут ли они находиться в теле или, по окончании земной жизни, вне тела; души злые — некоторую тревогу от соприкосновения с высочайшей сферой, от которой они так далеки; но все же — ощутительную пользу. (Е. Поселянин)

Мы должны быть горячими, должны быть сильными православными, так чтобы не только, может быть, себе помочь, но и тем, кто рядом с нами, и по ту сторону жизни. Мы не должны быть теми, кто просто время от времени заходит в церковь, ставит свечку, крестится, постится, а вроде и не постится; когда молится, а когда и не молится – ну, не получается. Нет, мои дорогие, жизнь слишком серьезная, чтобы быть хладными, чтобы быть теплыми, еле теплыми.

Перед началом Великого Поста, перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!”. Это — молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там — все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

«Наступила неделя о Страшном суде. Накануне поминали в церкви усопших сродников. Дома готовили кутью из зерен — в знак веры в воскресение из мертвых. В этот день церковь поминала всех “от Адама до днесь усопших в благочестии и вере” и особенное моление воссылала за тех, “коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых, молнией попаленных, зверьми и гадами умерщвленных, от мороза замерзших…” И за тех “яже уби меч, конь совосхити, яже удави камень, или перст посыпа; яже убиша чаровныя напоения, отравы, удавления…”» (В. Никифоров-Волгин.)

И мы придем, обязательно придем, несмотря ни на какие заботы сегодняшнего дня. Как же еще мы можем выразить свою любовь к нашим близким, ушедшим в мир иной. Как же не припасть в молитве ко Господу за них, приклонив колена сердец наших, когда диакон пропоет «Вечная память!». Как же не постараться использовать все возможное для спасения их душ, когда мы их так любим?! И не говорите, что те, «коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых…» не наши близкие. Все мы едины. Все мы связаны между собой. Задумывались ли вы когда-нибудь во время обедни, смотря на так называемый канунный столик, на котором теплят свечи за упокой отшедших людей? Тихо тающий воск, чуть дрожащие огоньки как-то особенно тепло и трогательно говорят о людях, отлетевших с земли, которых не забыли, о которых молятся, за которых предстательствуют оставшиеся без них и любившие их люди. Но что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о них проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!

Читайте также:  Как Заморозить Готовый Фарш

– это не застолье и не простой обед. Это ритуал прощания с душой родственника (или друга). Вопрос, что приготовить на поминки, нередко задают молодые хозяйки, впервые столкнувшиеся с необходимостью готовить блюда для поминальной трапезы.

Обилие дорогих яств на поминках неуместно. Но есть блюда, которые обязательны на поминальных обедах.

Нюансы приготовления кутьи

Чтобы кутья была рассыпчатой, рис (или пшеница) перед варкой замачивается в воде на пять–семь часов. Потом рис нужно ставить на средний огонь и варить, пока зёрна не станут мягкими. За несколько минут до готовности добавьте в кашу мёд, разбавленный водой, изюм (хорошо помытый), орехи. Готовое блюдо нужно понести на панихиду (в ближайший храм), чтобы священник освятил кутью. Напомним, что поминальная трапеза начинается с этого блюда. Каждому приглашённому человеку стоит съесть немного кутьи, а потом переходить к другим блюдам – супу, бутербродам.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.

Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  • день вознесения Иисуса Христа.
  • день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  • последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  • последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  • день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  • кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  • мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  • сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  • картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  • котлеты или курица.
  • какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  • компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  • пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  • нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  • один-два салата из свежих овощей.
  • любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  • винегрет.
  • оливье.
  • различные закуски и салаты.
  • различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Анна, для усопших самое главное — не стол, а молитва. 40-ой день очень важен для усопшего, в этот день совершается частный суд над душой, решается, куда ее поместить, в рай или в ад, и поэтому самое главное — это наша молитва. Обязательно нужно заказать панихиду в этот день и самим помолиться. Хорошо бы в этот день посетить кладбище. 18 марта делать поминальную трапезе НЕЛЬЗЯ, так как это начало Великого (строгого) поста. Поминальную трапезу можно сделать 17 марта, на масленицу. Мясо в этот день (17 марта) тоже уже нельзя есть. Можно все продукты, но без мяса.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Узнайте как нужно хранить продукты и медикаменты в условиях квартиры. Вы с нами?