Может ли при открытии железной банки выходить немного воздуха

Содержание

Подскажите кто сталкивался. Когда откручиваешь крышку бака прям воздух выходит. и после этого сразу стрелка падает бензина. Можно залить 10 литров проехаться пол дня стрелка не падает. потом воздух выпустид и черес некоторое время сразу падает

воздух выходит, а насчет стрелки не замечал.

так может дырку сделать я помню на дуплетес у меня в крышке были 3и дырки

Воздух не выходит, а заходит, если что.

А может, он, наоборот, входит? Бензин тратится, разряжение получается, крышку открываешь — всасывается в бак. Откуда там избыточное давление, что он будет выходить?

В баке вакуум образуется. Я замечал, чем дольше ездишь с лампочкой — тем сильнее присасывает. Иногда приходится через тряпку откручивать — руку больно 🙂

да так оно и есть что воздух входит, не правильно выразился

у мя тоже входит
интересно стоит делать дырочку в пробке или так надо чтобы там разряжение создавалось?

Вот такой вопрос у меня уже давно возник. надо почитать умные книги будет.

Там, в крышке бензобака, находится клапанок с фильтром. Возможно фильтр забит пылью. Посмотрите и разберите. Все делается очень просто.
PS Но в баке всегда небольшое разрежение!

думаю что все таки у меня засорился это фильтр на днях гляну

Всегда ли Вы соблюдаете условия хранения продуктов и лекарств?
Да, всегда стараемся.
62.81%
Нет, ничего такого не произойдет.
21.35%
А нужно? Наверно это важно только в ресторанах и кафе.
15.84%
Проголосовало: 562

Да ни хрена, мужики! пшиканье, которое получается при открытии пробки бензобака — это пары бензина, которые выходят из бензобака!

Почему бензина, и почему они выходят, спросите вы? А потому что, если вы нос поближе свой поднесёте и откроете крышку — почувствуете запах бенза, который ударяет в нос. Если бы это воздух туда заходил во внутрь — тогда не было бы этого резкого запаха.

Могу обяснить этот эффекта заибека: во время езды бензин переходит частично в газообразное состояние.

Пример из жизни №1: если в балон налить простой негазированной воды, а потом полминуты трясти, потом 5 секунд подождать и открыть — услышите, как выходят с пшиканьем то ли воздух, то ли пары пара 🙂

Пример из жизни №2: если канистру с бензином, которая простояла некоторое время, и была заполнена не под горло открыть — при открытии всегда раздаётся своебразный «ПШИК!«

А ещё, заметил такую фигню: если после гаража сразу на заправку заезжаешь (у меня недалеко), идешь оплачиваешь, и только потом открываешь крышку бензобака — пшикает слабенько, так, слегонца.

Но если хотя бы минут 30 покатался — открываешь — они прям оттуда чуть ли не с крышкой вылетають 🙂

Тож в догонку: зимой этот эфект заибека проявляется гораздо меньше, чем когда на улице лето, жарко.

Вот так вот, господа-товарищи-форумчане!

Да, бензин безусловно испаряется, но в то же время и бензонасос работает. И что же тогда в баке — разряжение или избыточное давление? Думаю что разряжение!

Ну, если ты такой уверенный, тады поднеси в 5 сантиметрах жигу. если пламя в сторону горловины наклонится, значит бензобаку воздуха не хватает. ну если нет. тады ОЙ. 🙂
шутка!

А вообще, когда бензобак пустой практически, то от плескания по всему бензобаку бенз будет превращаться в паробразное состояние.

Ещё раз грю, кто думает, что в бензобаке получается разреженное давление проведите экспиримент: возьмите канистру металлическую, наполовину заполните её бензином и 20 секунд потрясите, и откройте. И сразу увидите этот эффект заибека в виде «ПШИК!«

Перышко поднесите кто нить)). от пуховика или подушки. )))) а то спичку-зажигалку)))

Да ни хрена, мужики! пшиканье, которое получается при открытии пробки бензобака — это пары бензина, которые выходят из бензобака!

Почему бензина, и почему они выходят, спросите вы? А потому что, если вы нос поближе свой поднесёте и откроете крышку — почувствуете запах бенза, который ударяет в нос. Если бы это воздух туда заходил во внутрь — тогда не было бы этого резкого запаха.

Могу обяснить этот эффекта заибека: во время езды бензин переходит частично в газообразное состояние.

Пример из жизни №1: если в балон налить простой негазированной воды, а потом полминуты трясти, потом 5 секунд подождать и открыть — услышите, как выходят с пшиканьем то ли воздух, то ли пары пара 🙂

Пример из жизни №2: если канистру с бензином, которая простояла некоторое время, и была заполнена не под горло открыть — при открытии всегда раздаётся своебразный «ПШИК!«

А ещё, заметил такую фигню: если после гаража сразу на заправку заезжаешь (у меня недалеко), идешь оплачиваешь, и только потом открываешь крышку бензобака — пшикает слабенько, так, слегонца.

Но если хотя бы минут 30 покатался — открываешь — они прям оттуда чуть ли не с крышкой вылетають 🙂

Тож в догонку: зимой этот эфект заибека проявляется гораздо меньше, чем когда на улице лето, жарко.

Вот так вот, господа-товарищи-форумчане!

Думаю что действительно так и есть ато порой заправишь пол бака не отъездиишь и 100 как бензина уже нету
ПРОЭКСПЕРЕМЕНТИРУЮ

Пример из жизни №1: если в балон налить простой негазированной воды, а потом полминуты трясти, потом 5 секунд подождать и открыть — услышите, как выходят с пшиканьем то ли воздух, то ли пары пара 🙂

Как открыть консервную банку без открывалки: описание способов

Консервная банка — это полезное изобретение, в котором хорошо и надолго сохраняются продукты. Они становятся просто незаменимыми в походе, на охоте или рыбалке. Они легко эксплуатируются и не требуют для хранения особых условий.

Вместе с жестяными банками было придумано много различных приспособлений, позволяющих их открывать. Но иногда в рюкзаке консервной открывалки может не оказаться.

Оказывается, есть несколько способов, как открыть банку открывалкой и как открыть банку без открывашки.

Обычный кухонный нож

Самый распространенный способ, как открыть банку сгущенки, если в доме нет консервного ножа, это воспользоваться простым кухонным ножом. Всю процедуру нужно делать аккуратно, чтобы не пораниться. Часто тару ставят на колени или зажимают между ног. Но это очень опасно! Можно сильно порезаться, если нож случайно выскользнет. Порядок действий таков:

  • Чтобы емкость не отскочила во время открывания, ее надежно фиксируют.
  • Нож устанавливают в вертикальном положении по отношению к поверхности банки. Так, чтобы его кончик оказался возле ее кромки.
  • Затем рукой сильно и резко ударяют по рукоятке ножа. При этом вторая рука должна крепко удерживать нож за рукоятку. Лезвие ножа пробьет жесть.
  • Двигая ножом по кругу, крышку осторожно надрезают, но не до конца.
  • Затем поддевают кончиком ножа и открывают.

Учитывая, что для этого способа требуется определенная физическая сила, им чаще пользуются мужчины.

Бетон или кусок камня

Кусок камня решит проблему, если вы не знаете, как открыть тару, если нож не хочется портить. Процесс очень простой. Жестяная банка имеет простую конструкцию.

Это круглая емкость, состоящая из стенок и дна, которая закрывается крышкой. Крышку загибают прессом вокруг основания емкости. Если выступающий металлический бортик убрать, то она легко откроется.

Для этого делают следующее:

  • Емкость берут за дно и переворачивают, чтобы верхняя крышка оказалась снизу.
  • Емкость прижимают к бетонной или каменной поверхности и резкими движениями стирают бортик. Поверхность камня обязательно должна быть шершавой.
  • Стирание бортика делают круговыми движениями в течение трех минут.
  • Крышка отлетит, если легонько нажать на бока емкости.

Этим способом хорошо пользоваться в походе. Еще крышку легко открыть плоскогубцами. Ими аккуратно отгибают бортики на банке.

Собственными руками

Глядя на жестяную банку, кажется, что ее ничем не возможно открыть. В действительности это можно сделать даже голыми руками. Нужно знать, что такой способ требует огромной физической силы. Но даже слабый человек способен им воспользоваться, если сильно голоден, а консервы открыть нечем. Рифленую длинную тару открыть легче, чем плоскую. Для этого делают следующее:

  • Снять бумажную этикетку.
  • Чтобы емкость открылась, в ее боковине делают вмятину. Для этого тару переворачивают по горизонтали и сильно нажимают пальцами в центральную точку. Такую же вмятину делают с обратной стороны.
  • Далее банку сгибают. Вначале в одну сторону, затем в другую. Когда герметичность будет нарушена, появится шипение. Это означает, что емкость скоро переломается на две части.
  • Чтобы металлические частицы не попали в еду, разорванную емкость осматривают на их наличие. Все частицы удаляют, а продукт перекладывают в другую тару. Это нужно, чтобы не пораниться о металлические края емкости.
  • Плоскую банку открывают по такому же принципу. Только вместо двух вмятин делают три.

Как открыть консервную банку и не порезаться: традиционные и нетрадиционные способы с применением подручных материалов

Консервная банка — очень практичная тара для упаковки продуктов. Консервы долго не портятся, не требуют особых условий хранения. Это может быть и суп, и второе блюдо, и десерт.

Быстрый и вкусный обед будет готов через пару минут, неважно, находитесь вы у себя на кухне или в туристском походе.

Каким способом открыть металлическую консервную банку

Металлические консервные банки привлекательны своей прочностью и тем, что их нельзя разбить. Они открываются с помощью специальных приспособлений, которые можно купить в магазине.

Но если под рукой не оказалось консервного ножа, прочность банки может превратиться в ее минус. К счастью, с тонкой жестью, из которой их делают, легко справиться с помощью подручных предметов или даже голыми руками.

Открывалкой

Самый удобный и быстрый способ добраться до содержимого — с помощью консервного ножа, который попросту называют открывалкой. Современное разнообразие этих устройств удивляет: от привычного изогнутого лезвия с деревянной ручкой до электрического агрегата, который проделывает все действия практически без участия человека.

Простой консервный нож

Чтобы воспользоваться обычным консервным ножом, нужно устойчиво расположить банку на столе, чтобы она не выскользнула из рук, когда вы начнете с усилием прорезать металл крышки.

  • Установите нож вертикально, острием у внешнего края крышки.
  • Одной рукой крепко держите его, чуть придавливая вниз, а другой коротко и резко ударьте сверху. Острый кончик пробьет в крышке небольшое отверстие.
  • Чуть наклоните нож. Делая равномерные движения вверх-вниз, прорезайте крышку по кругу.
  • Не срезайте крышку полностью, чтобы она не провалилась внутрь. Оставьте небольшую перемычку, чтобы можно было отогнуть ее наверх, а потом снова закрыть.

Современная открывалка

Более сложные открывалки для консервов имеют небольшие лезвия, расположенные под определенным углом, и зубчатое колесико для лучшего сцепления с банкой.

  • Установите механизм колесиком на краю. В зависимости от модели оно может оказаться с внутренней или с внешней стороны от бортика.
  • Если у открывалки две ручки, на манер щипцов, крепко сомкните их. Лезвие проткнет металл, и вы услышите шипение воздуха, проникающего в банку.
  • Вращайте рычажок или ручку, которая приводит нож в действие. Зубчатое колесико будет продвигаться вдоль бортика, а лезвие прорезать крышку по окружности.

Электрический консервный нож

Чтобы открыть консервы с помощью электрического ножа, нужно просто расположить банку под режущей головкой. У некоторых моделей даже не нужно нажимать на кнопку. Все дальнейшие действия выполнит само устройство.

  • Опустите режущую головку, и банка сама начнет вращаться. При этом автоматически будет происходить прорезывание жестяной крышки.
  • Когда крышка будет полностью отделена, она прилипнет к магниту, встроенному в головку.
  • Открытую банку можно осторожно убрать, а крышку отделить от магнита и выбросить.

Обычным ножом

Металлическую банку можно открыть и обыкновенным ножом. Им по той же схеме пробивают отверстие, а затем прорезают металл по краю.

Это не очень удобный способ, для него требуется прочный нож и сильные руки. Край металла получается зазубренным, и об него легко порезаться.

Есть более безопасный способ открывания ножом. По окружности близко друг к другу пробивается большое количество отверстий. Затем крышку просто поддевают снизу. Перемычки между отверстиями при необходимости прорезают.

Нож хорошо подходит для открывания банок с жидкостью, например, сгущенным молоком без сахара. Нужно только пробить две дырки: одну, чтобы выливалось молоко, и вторую, чтобы внутрь поступал воздух, и струя была бы равномерной.

Ложкой

Там, где планируется обед, всегда есть ложка. Ее также можно использовать для открывания банки.

  • Установите ложку вертикально в ложбинке у бортика, ручкой вверх.
  • Потрите крышку краем ложки на небольшом участке, пока не появится отверстие.
  • Продолжайте тереть дальше по окружности.
  • Подденьте крышку или продавите ее внутрь той же ложкой.

Для такого способа подходит только ложка из нержавейки, алюминий не выдерживает сопротивления более прочной жести.

Плоскогубцами

Когда нет столовых приборов, но есть набор инструментов, можно воспользоваться плоскогубцами. Крышка плотно обжата вокруг внешнего бортика банки и таким образом запечатывает ее. Этот бортик отгибают при помощи плоскогубцев или обламывают его по краю. Тогда крышка сама отделяется от стенок банки.

Отверткой

Отвертку или долото устанавливают строго вертикально на край банки и аккуратно ударяют сверху молотком, чтобы пробить дырочку. Затем рядом пробивают еще одно отверстие, и делают так дальше, пока банка не откроется. Нужно внимательно следить, чтобы инструмент не соскочил и не поранил руку. В целях безопасности можно обмотать руки полотенцем.

Руками без инструментов

Самый простой способ открыть консервы голыми руками — это потянуть за специальную петельку, которую заботливые производители припаивают к крышке. Но такое приспособление предусмотрено не всегда.

Есть универсальный способ, для которого желательно терпение и сильные пальцы.

Нужно продавить пальцами стенку банки, чтобы образовалась широкая вмятина. Затем сделать такую же на противоположном боку.

Сгибая банку то на одну сторону, то на другую, углубляйте вмятины, пока она не приобретет форму, похожую на песочные часы. Затем возьмитесь за дно и крышку и покачайте ее туда-сюда в области «талии». В конце концов, металл лопнет посередине, и банка разломится пополам. Как открыть консервную банку руками, без применения подручных средств, можно посмотреть в видеоролике.

Как открыть консервную банку открывалкой, ножом и просто руками

  • Специальная открывалка
  • Обычный нож
  • Как открыть консервную банку руками

Консервированные продукты, возможно, не самая полезная еда, но в походных условиях вполне приемлемая. И сталкиваться с ними часто приходится не дома, где все инструменты под рукой, а где-нибудь на природе. Бывает, что с собой нет ничего острого, и тогда очень хочется знать, как открыть консервную банку руками.

Специальная открывалка

Сейчас продаются консервные ножи самых разных модификаций. С их помощью вскрыть жестянку можно за пару секунд. Существуют даже электрические открывалки, управляемые с помощью одной кнопки.

Сложность может вызвать открывалка, которая представляет собой деревянную (как правило) ручку, к которой прикреплен металлический наконечник, отдаленно напоминающий серп. Одна его сторона короткая и закругленная, вторая – острая и более вытянутая, а посередине что-то вроде петли.

Читайте также:  Как сохранить красную рябину для поделок

Как открыть консервную банку открывалкой именно такой модели? Надо острой частью сделать в крышке дырку, а потом, придерживая одной рукой консервы, двигаться по кругу. При этом крышка будет разрезаться, а «петля» упираться в бортик.

Обычный нож

Можно открыть банку даже самым простым ножом, если он достаточно острый. Для это надо сделать следующее:

  • ножом пробить крышку у самого бортика,
  • загнать нож горизонтально как можно глубже под крышку,
  • просто разрезать жесть по кругу.

Перед тем как открыть ножом консервную банку, необходимо убедиться, что он чистый, так как содержимое обязательно потом будет на нем.

Как открыть консервную банку руками

Если с собой не оказалось даже обычного ножа, тушенку или кашу, упакованную в жесть, можно достать и руками, только надо, чтобы руки эти были достаточно сильные – хрупкой девушке с тонкими миниатюрными пальчиками вряд ли это удастся.

Если консервная банка высокая и рифленая посередине, то будет значительно проще:

  • Надо оторвать бумажную этикетку.
  • Сделать вмятину, согнув стенку жестянки поперек.
  • Сделать то же самое с другой стороны.
  • Взять консервы руками за края и гнуть их то в одну, то в другую сторону, пока не распадутся на две части.

Сложнее будет с обычными плоскими консервами, но и их тоже можно открыть руками. Для этого надо сделать все то же самое, что и с высокими, только вмятин должно быть не две, а три. И гнуть жесть, предварительно положив ее в полиэтиленовый мешок, чтобы не порезаться и чтобы в итоге все содержимое не высыпалось на землю.

Простые способы открыть стеклянную банку с закручивающейся крышкой

С каждым годом всё меньше хозяек закатывают на зиму овощи и фрукты, варят джемы, конфитюры и делают прочую домашнюю консервацию, ведь сегодня это можно купить в любом магазине.

Но при этом многие потребители жалуются, что покупные банки с закручивающимися крышками, — а именно в них продаётся весь ассортимент солений-варений — невозможно открыть вручную, для этого нужна, кажется, нечеловеческая сила. Мы подскажем вам несколько проверенных способов справиться с закручивающейся крышкой на капризной банке.

Корень проблемы

Всё дело в том, что консервы и заготовки, выполненные на производстве, проходят более тщательную обработку. В итоге они являются намного безопаснее домашних, но при этом и закупоривают такие банки специальным образом, винтовыми крышками, которые позволяют устранить попадание внутрь воздуха, отлично прилегают и дают возможность надолго сохранить продукт.

Закручивающуюся ёмкость можно использовать много раз, поэтому рачительные хозяева стараются открыть банку аккуратно, чтобы не повредить ни стекла, ни крышки, а в дальнейшем использовать их в своих кухонных нуждах.

Сегодня закручивающиеся банки используются в консервации всё чаще, так как они многоразовые

И всё же перед тем как перейти к описанию способов откупорить банку, мы дадим совет о том, в каких случаях лучше сразу выбросить её и не пытаться её открывать. Отправляйте банку в мусор, если:

  • жидкость внутри неё стала мутной;
  • в содержимом видны пузырьки воздуха;
  • появилась плесень;
  • крышка вздулась в центре.

Как легко открыть стеклянную банку с закручивающейся крышкой

Для начала, нужно подготовить свои руки. Банка откроется быстрее, если они будут максимально обезжиренными и сухими. Это же касается и самой банки, и крышки.

Можно попробовать зажать банку ногами, чтобы было легче вертеть, но профессионалы предлагают другую рационализацию: откручивать не крышку от банки, а наоборот.

При открывании крышку удерживайте в левой руке, а банку — в правой и крутите больше банку, чем крышку.

Улучшаем сцепку

Поплотнее взяться за банку и крышку — и всё ваше полезное усилие будет направлено в нужное русло. Приложить силу всё-таки придётся, но открытие пройдёт гораздо быстрее и проще. На этом физическом факте основано несколько популярных методов откручивания крышек:

  • Можно использовать специальные приспособления, предназначенные для открытия такого вида банок. Стоят они недорого, а сил и нервов экономят массу.
  • Если же специальной открывалки у вас пока нет, вот классический метод: открывайте банку, усилив сцепку между рукой и крышкой за счёт прокладки. Можно взять для этого полотенце или ткань, плотно захватить крышку и постараться повернуть её. В половине случаев этого бывает достаточно.
  • Если не вышло, попробуйте надеть резиновые перчатки и открывать в них.
  • Ретро-вариант. Возьмите кожаный ремень и проденьте в пряжку. Петлю, которая получилась в результате, накиньте на крышку банки и затяните как можно туже. Тяните за ремень, проворачивая петлю вместе с крышкой таким образом, чтобы банка двигалась по часовой стрелке, а крышка — наоборот. Этот способ даже в книгах по домоводству публиковали!

Деформируем

Деформация крышки тоже даёт неплохие результаты в деле открывания консервов. Здесь два варианта:

  • Возьмите банку, положите набок и покатайте крышкой по краю стола, аккуратно надавливая. Помните, что банка должна быть при этом ниже, вне стола. Продолжайте до тех пор, пока крышка немного деформируется, под неё попадёт воздух, при этом вы услышите характерный хлопок. Возвращайте банку в вертикальное положение и открывайте.
  • Попробуйте просто перевернуть банку крышкой на ладонь и легко ударить по её дну. Затем переверните и таким же образом ударьте по крышке: она должна промяться. После этого значительных усилий для откручивания не потребуется.

Нагреваем

Опустите верхнюю часть банки в ёмкость с горячей водой крышкой вниз, подержите 3–5 минут и затем открывайте. Как вариант, можете просто поставить банку под проточную горячую воду.

Также можно взять кипяток и немного полить на крышку сверху, а потом открыть через полотенце, ведь крышка очень нагреется.

По законам физики, крышка от воздействия горячей температуры немного расширяется, и после этого её будет легко открутить.

Поддеваем

Используйте столовый сервировочный нож с тупым закруглённым концом, чайную ложку или другой чистый предмет с достаточно тонким концом. Осторожно подденьте им крышку и слегка проверните, поместив между крышкой и банкой.

Край крышки в этот момент должен отойти от банки. В результате нарушится герметичность, будет слышен негромкий хлопок, после чего крышка легко откроется.

По части эффективности для открывания герметично закупоренных банок этот способ стопроцентный.

Смазываем

Возможно, у вас случилась такая ситуация, что крышка не герметично закрыта, а просто-напросто прилипла к банке из-за сладкого содержимого — мёда или варенья. Тогда фокусы со впусканием воздуха не сработают.

Поставьте банку крышкой вниз и накапайте несколько капель любого растительного масла, стараясь попасть между крышкой и горлышком банки. Подождите, пока масло распределится равномерно, для этого понадобится примерно 10–15 минут.

Затем переверните банку, возьмите полотенце или наденьте резиновые перчатки и откручивайте.

Для банок с винтовыми крышками есть специальные консервные ключи

Поддеть крышку банки и запустить туда воздух можно при помощи столового ножа или кончика чайной ложки

Резиновые перчатки обеспечат хорошую сцепку рук с банкой, и усилий потребуется меньше

Если крышка просто прилипла, несколько капель масла, залитые под неё, могут решить проблему

Горячая вода нагревает крышку — в большинстве случаев этого достаточно, чтобы облегчить открывание

Вам точно не понадобится выполнять все описанные нами способы: если не сразу, то на втором или третьем шаге вы обязательно откроете банку. Другое дело, чтобы в целости была крышка, если это необходимо.

Тогда, пожалуй, стоит выделить несколько минут, чтобы подержать банку под горячей водой.

Как видите, даже если никакого супергероя у вас дома в нужный момент не окажется, в деле открывания винтовых крышек народная смекалка и элементарные знания физики вполне его заменят. Сладкого вам джема и хрустящих огурчиков!

Если причина сложности открытия в соскальзывании рук, поступите таким образом.

Воздушные суда с винтами – самолеты и вертолеты – летают, отбрасывая от себя воздух. А вот ветряные мельницы (рис. 234, а) известные с глубокой древности, никуда не летают, хотя имеют винт и исправно машут лопастями. Происходит процесс, очень близкий к тому, что имеет место в летательных аппаратах, но со своими особенностями. Воздух, перемещаясь относительно неподвижного воздушного винта, сам вращает его, вырабатывая энергию.

Рис. 234. Ветряная мельница (а) и ветроэлектростанция мощностью 600 кВт с башней в виде фермы (б) и в виде трубы (в)

«Мы делаем деньги из воздуха!» – гласит девиз одной из германских фирм, производящих ветроэлектростанции. И девиз этот полностью справедлив. Высотой свыше 100 м, стоят родичи ветряных мельниц – ветряки, группами и в одиночку, вырабатывая энергию из воздуха (рис. 234, а, б). А энергия – это деньги, причем с каждым годом все бо2льшие.

Чемпионом по деланию денег из воздуха являются США. Чуть отстает от них Германия, которая хочет в обозримом времени полностью избавиться от атомных электростанций, заменив их экологически а чистыми ветряками.

Ветряки в основном делят на два типа – с горизонтальной осью вращения винта (транспортный аналог – самолет с пропеллером) и с вертикальной, или карусельного типа (аналог – вертолет). Пока наибольшее распространение имеет первый тип ветряков (почему «пока», будет сказано позже).

Ветроколеса (рис. 235) могут иметь разное число лопастей – три, две и даже… одну! Последнее немыслимо, например, для самолетов и вертолетов. Эта одна лопасть уравновешивается противовесом, иначе она может разболтать всю башню.

Рис. 235. Типы «ветряков»:

а – с одной лопастью, мощностью 5 МВт («Говиан – II»); б – с двумя лопастями («Боинг»); в – с тремя лопастями («Ютландия»); (размеры в метрах)

Гондола на этом ветряке размером с приличную квартиру и весом в 100 т (рис. 236). Внутри гондолы помещаются машины для преобразования вращения в электроэнергию. Так как ветроколесо крутится медленно – 30—40 оборотов в минуту, а вал генератора должен иметь не менее 1 500 – 1 800 оборотов в минуту, между ними размещается повышающая передача – мультипликатор весом около 10 т. Да и генератор весит не меньше. Все эти агрегаты во время работы очень горячие – не дотронешься! А рядом проносятся огромные ножи – лопасти в десятки метров длиной. И все это на головокружительной высоте, с которой люди на земле еле видны.

Рис. 236. Типичная ветроэлектростанция мощностью 100 кВт:

а – общий вид; б – лопасть и ее сечения; в – гондола: 1 – генератор; 2 – мультипликатор; 3 – ступица воздушного винта; 4 – сервопривод для установки гондолы «по ветру»

Конечно, ветряк вырабатывает даровую энергию, за нее можно только спасибо сказать. Но ветер дует не всегда, а если и дует, то с разной силой. Как следствие, мощность ветроэлектростанции далеко не постоянная, что нельзя отнести к ее достоинствам. Поэтому, когда позволяют возможности, ветряки объединяют в сети, чаще всего с общей энергосистемой страны или района.

А что же делать, когда энергией от ветряка питается, например, отдельное фермерское хозяйство? Тогда, прежде всего нужна дизель-электрическая установка (движок), которая запускается автоматически при штиле. Но такой штиль, а точнее пауза, длительностью от секунд до минут, может случаться несколько раз в день, если не в час. Что ж, каждый раз запускать движок?

Вот тут мы приближаемся к научным интересам автора. Чтобы не запускать движок так часто, используют различные виды аккумуляторов энергии – электрохимические, как в автомобилях, маховичные, конденсаторные. Электрохимические запасают значительную энергию, но до2роги, недолговечны, плохо работают в морозы и имеют малый КПД. Конденсаторы долговечны, но тоже дороги, а энергии запасают в сотни раз меньше (на единицу массы), чем электрохимические.

Рис. 237. Маховичный накопитель на ветроэлектростанции:

1 – цепная передача; 2 – генератор; 3 – электропровода; 4 – маховик в корпусе

От ветроколеса длинный вал идет вниз и через повышающую передачу, например цепную, вращает генератор с сидящим на его валу маховиком или даже супермаховиком (рис. 237). Маховик помещен в корпус, из которого выкачан воздух для снижения потерь энергии на вращение. Маховик разгоняется во время порывов ветра и отдает энергию во время пауз. Если башня очень высокая, то генератор в гондоле связывается электропроводами с генератором маховика, образуя так называемый электрический вал. Обычный вал тогда уже не нужен. Расчеты, проведенные специалистами по ветроэнергетике, показали, что в большинстве случаев достаточно запаса энергии в маховике на 5 – 6 минут работы ветроэлектростанции на полной мощности. Тогда движок придется запускать очень редко.

В 30-х гг. прошлого века в городе Курске уже существовала ветроэлектростанция с таким маховичным накопителем, построенная талантливым изобретателем-самоучкой А. Г. Уфимцевым. Энергии маховика хватало для бесперебойного снабжения электроэнергией от ветряка средней мощностью 4 кВт двухэтажного дома изобретателя и даже для освещения части улицы, на которой он жил.

Конечно, хорошо, когда ветряк дает электричество, которым можно и осветить, и обогреть дом. Но для освещения и работы других электроприборов – радио, телевизора – нужна лишь малая часть энергии, необходимой для обогрева помещения, нагрева воды для бытовых целей и т. д. Особенно это касается холодных северных районов, которыми богата Россия. А это уже, по мнению автора, можно сделать без генератора и всей сложной и дорогой электрической части ветряка (рис. 238, а).

Если имеется вертикальный вал, а он почти всегда присутствует на ветряках средней мощности, то с его нижней частью можно без всякого мультипликатора непосредственно соединить мешалку Джоуля, хорошо известную из школьного курса физики (рис. 238, б). Эта мешалка переводит механическую энергию в тепловую. Для нашего случая ее легко приготовить из большой 200-литровой бочки. Ветроколесо здесь карусельного типа, непосредственно посаженное на вертикальный вал; такое колесо удобнее ветроколеса с горизонтальным валом, требующего для передачи вращения на вертикальный вал дополнительной угловой передачи.

Рис. 238. Дом, отапливаемый мешалкой Джоуля, приводимой от ветроколеса (а) и мешалка Джоуля (б)

При вращении ветроколеса вода в мешалке, перемешиваемая лопастями, нагревается, совсем как в опытах Джоуля. Горячая вода по патрубкам может направляться в батареи отопления или для других целей. А уж коли мы заговорили о ветряках карусельного типа, то нельзя не упомянуть о чудо-ветряке, недавно разработанном немецкой фирмой Краус (рис. 239)! Этот чудо-ветряк по своим показателям настолько превосходит обычные ветряки, что в его существование верится с трудом. Но он испытан, и вот что показали испытания.

Рис. 239. Перспективный ветряк

При мощности 300 кВт ему требуется башня всего в 10 м вместо 40 и более для обычных ветряков. Выработка электроэнергии в год – 1,5 млн кВт·ч вместо 0,6 млн кВт·ч. Ветряк не требует установки колеса по ветру, он стационарен и похож на невысокую тумбу. У него настолько высокий КПД (называемый коэффициентом использования ветра) – около 60 %, что в это отказываются верить специалисты.

Если все сказанное про новый ветряк действительно правда, то скоро мы станем свидетелями повсеместного проникновения ветроэнергетики в нашу жизнь, или «сплошной анемофикации мира», о которой мечтал А. Г. Уфимцев – «поэт техники», как назвал его Максим Горький. карусельного типа

Плывем против… здравого смысла?

Парадоксы случаются не только с полетами в воздухе. Даже с плаваньем (правильно – «хождением») парусных судов, известных тысячелетия, связано немало удивительного. Например, мы знаем, что эти суда движет ветер. Значит, куда дует ветер, туда судно и идет. Но идти против ветра? Это вопреки здравому смыслу. Как же могут парусные суда идти против ветра, или, по выражению моряков, идти в бейдевинд?

Рассмотрим, как действует ветер на парус, т. е. куда он толкает парус, когда дует на него. Обычно думают, что ветер всегда толкает парус в ту сторону, куда сам дует. Но это не так: куда бы ветер ни дул, он всегда толкает парус перпендикулярно его плоскости. Покажем это.

Читайте также:  Как Лучше Хранить Сыр В Рассоле В Бочке

Пусть ветер дует в направлении, указанном стрелками на рис. 240, а, линия АВ изображает парус. Так как ветер давит равномерно на всю поверхность паруса, то заменяем силу давления ветра силой R, приложенной к середине паруса. Эту силу разложим на силу Q, перпендикулярную парусу, и силу F, направленную вдоль него вперед. Сила F никуда не толкает парус, так как трение ветра о ткань незначительно. Остается сила Q, которая толкает парус под прямым углом к нему. Теперь легко сообразить, как может парусное судно идти под углом навстречу ветру.

Рис. 240. Схема сил, действующих на парус (а) и лавировка судна, идущего «галсами» против ветра (б)

Пусть линия КК изображает киль судна. Ветер дует под углом к этой линии в направлении, указанном стрелками. Линия АВ изображает парус; его помещают так, чтобы плоскость его делила пополам угол между направлением киля и направлением ветра, напор ветра на парус мы изображаем силой Q, которая, как мы знаем, должна быть перпендикулярна парусу. Силу эту разложим на R, перпендикулярную килю, и силу S, направленную вперед, вдоль килевой линии судна. Так как движение судна в направлении R вызывает сильное сопротивление воды, потому что киль в парусных судах делается очень глубоким, то сила R почти полностью уравновешивается сопротивлением воды. Остается одна лишь сила S, которая направлена вперед и, следовательно, двигает судно под углом, как бы навстречу ветру. Сила S получает наибольшее значение именно тогда, когда плоскость паруса делит пополам угол между направлениями киля и ветра. Обычно это движение в бейдевинд выполняется зигзагами – галсами, как показано на рис. 240, б.

Конечно, можно делать парус в виде ветродвигателя или установленной на судне ветряной мельницы, которая будет вращать гребной винт корабля. Если представить себе воду в виде твердого тела, например, винта с наворачивающейся на него гайкой, связанной с судном, а гайку эту будет вращать ветряк на этом же судне, то вообразить движение судна прямо против ветра можно. Известный ученый академик Петр Леонидович Капица писал о принципиальной возможности судов такого типа с приводом гребного вала именно от ветряка. Но представить себе безмоторную баржу, движущуюся против течения реки, можно лишь с большим трудом, даже если эта баржа снабжена водяным колесом, вращающимся от самого течения. Получается движение внутренними силами, чего быть не должно.

Однако хитроумный русский механик-самоучка И. П. Кулибин, так поднаторевший в строительстве «вечных двигателей», осуществил и это. Проезжавшая по набережной Невы Екатерина II была поражена, увидев, как баржа без парусов бодро двигалась против течения реки. Естественно, моторных судов, по крайней мере на Руси, тогда не было, и двигать баржу против течения могла только нечистая сила. Или хитрость Кулибина.

Как же удалась эта хитрость? На барже (будем так называть это безмоторное судно) были установлены водяные колеса (рис. 241, а), такие, как на первых колесных пароходах (рис. 241, б). Баржа становилась на якорь, который отвозили на лодке далеко против течения и бросали там. Оставалась связь – веревка, один конец которой был прикреплен к якорю, а другой – к валу водяных колес.

Течение воды вращало колеса, веревка наматывалась на вал и тащила баржу вперед против течения (рис. 242). Когда баржа достигала якоря, его приходилось снимать и снова отвозить вперед. Баржа в это время становилась на другой якорь. Вот с такими трудностями приходилось барже идти против течения. Но делать было нечего, альтернатива – бурлаки (вспомните знаменитую картину Репина «Бурлаки на Волге»).

Рис. 242. Схема действия судна Кулибина, идущего против течения

Раздумывая над проектом П. Л. Капицы (судно, которое в определенных, очень узких рамках соотношения мощности и скорости вращения ветряка, а также водяного винта могло в принципе крайне медленно, но двигаться против ветра), автор пришел к выводу, что, имея хотя бы один якорь, можно двигаться быстрее. Причем никуда этот якорь отвозить не надо, это обычный якорь, который имеется на всех судах.

Вариант первый: судно с ветряком, движущееся против ветра. Судно стоит на якоре, ветряк вращается, разгоняет маховик – накопитель энергии. Когда маховик наберет достаточную энергию, его соединяют с винтом корабля и поднимают якорь. Маховик, развивая большую мощность (а он в принципе может развить любую мощность, которую выдержат валы), быстро движет судно против ветра, как если бы на этом судне был мощнейший двигатель. Когда энергия маховика иссякает, судно становится на якорь, и все повторяется снова.

Вариант второй, более приемлемый: судно с водяными колесами, наподобие Кулибинского. Но водяные колеса никакую веревку не наматывают, а так же, как и в первом случае, разгоняют маховик. Судно, конечно же, стоит на якоре. Когда энергии в маховике накопится достаточно, его соединяют с этими же колесами, но с другим передаточным отношением, чтобы они вращались гораздо быстрее. Судно снимается с якоря и, двигаясь против течения, преодолевает переход определенной длины, пока хватит энергии маховика. Затем сбрасывается якорь, и все повторяется снова.

Этот вариант можно с успехом применять на реках, имеющих быстрое течение (как Днепр, например), где имеется ряд остановок вдоль берегов. Вниз по течению судно идет само собой, останавливаясь на стоянках, где входят и выходят люди, заносят грузы и т. д. При этом даже на якорь становиться не надо, судно зачаливается к пристани, как обычно.

А когда надо возвращаться и идти против течения, все выполняется, как уже было описано, с той разницей, что судно не становится на якорь, а как раньше зачаливается на пристани. Таким образом, судно с колесно-маховичным движителем может плыть против течения без топлива, делая все те же остановки, как с обычным дизельным двигателем, но не расходуя горючее и не задымляя воздух. Никто, конечно, не мешает оснастить дополнительно и ветряком по первому варианту.

А после таких проектов, чем-то напоминающих «перпетуум-мобиле», но тем не менее реальных, посмотрим, что же еще необычного связано с судами в реках.

Если в узком фарватере (например, в канале или реке, ограниченной неширокими берегами), плывет моторное судно, как мы по старинке называем пароход, то берегитесь оказаться на лодке, а тем более плыть впереди него на небольшом расстоянии. Нам обычно кажется, что корабль толкает перед собой воду, уровень воды перед ним повышается и нас должно отбросить от корабля подальше. Что ж, так бы оно и было, будь этот корабль, допустим, парусным. Но с моторным судном, которое движет гребной винт, дело обстоит иначе.

При подходе судна вода перед ним начинает убывать, причем падение уровня может достигать даже порядка 1 м. (На Москве-реке, в районе Кунцево-Мневники, автор наблюдал падение уровня воды перед судном в 0,5 м, но там еще очень широкий фарватер.) Из этой ямы ни пловцу, ни лодке уже не выбраться, и они прямиком следуют под винт корабля. Так что помните об этом!

Почему же такое происходит? Да потому, что винт корабля, действуя как мощный насос, перегоняет воду спереди назад, двигая корабль в противоположном направлении, то есть вперед. Вот и падает уровень воды перед кораблем, отсасываемой винтом и отбрасывамой назад. А позади судна уровень воды, как и следовало ожидать, повышается (рис. 243). Можете в этом сами убедиться, лучше всего стоя на берегу какого-нибудь узкого судоходного канала.

Рис. 243. Падение уровня воды перед моторным судном

Уж если говорить об опасностях на реках, то нельзя не упомянуть о водоворотах. моторным судном Здесь многое напоминает описанное падение воды перед кораблем – та же яма в центре водоворота, из которой очень трудно выбраться. К тому же быстрое течение воды по кругу в водовороте втягивает человека из-за пониженного давления в потоке и не дает выбраться из него. Если, не дай Бог, попадете в такое положение, то запомните, что надо делать.

Рис. 244. Выплывание из водоворота

Не тратьте энергии на силовое выплывание из водоворота по поверхности воронки (рис. 244, фигурка на поверхности воронки). Дайте водовороту покрутить себя немного, а при этом старайтесь отдохнуть, набраться сил и сосредоточиться. Затем вдохните побольше воздуха, поднырните вглубь и под водой энергично выплывайте из водоворота наружу. Чем дальше отплывете от воронки водоворота, тем лучше. И только потом выныривайте, продолжая и на поверхности плыть прочь от опасного водяного вихря.

Как ведет себя жидкость… в ловушке?

Жидкости, в отличие от газов, практически несжимаемы, почти как твердые тела. И это определяет их интересное поведение, если они оказываются в ловушке.

Рис. 245. При резком закрывании пальцем струи воды из трубки наступает «гидравлический удар», и вода фонтанирует из бокового отверстия в трубке

Например, если трубку, в которой быстро течет вода, внезапно перекрыть, то энергия движущейся воды может наделать бед. Так как жидкость сжимается с большим трудом, то скоростной напор воды развивает очень высокое давление, нередко рвущее трубы. Это явление называется гидравлическим ударом. Поэтому в квартирах и делают краны медленно закрывающимися, чтобы не возникало гидравлических ударов. Можно достаточно просто в домашних условиях построить установку, демонстрирующую гидравлический удар, она хорошо видна на рис. 245. Но не стоит забывать, что трубка в нашем случае резиновая, она растягивается. Если гидравлический удар наступает в стальных трубках, то давление нарастает значительно резче.

Но нет худа без добра – гидравлический удар можно заставить работать и на пользу. Как мы видим, фонтанчик при гидравлическом ударе поднимается достаточно высоко. Так можно подавать воду наверх, причем без насосов и затраты энергии. Устройство, позволяющее это делать, называется гидравлическим тараном.

Представьте себе, что в горной местности внизу течет родник, а наверху находятся поля, которые нужно орошать. Чтобы поднять воду вверх, нужны насосы и электричество, которое не всегда имеется и которое стоит денег. Вот и устанавливают на роднике гидравлический таран – устройство для создания гидравлического удара, аналогичное тому, которое мы продемонстрировали в домашних условиях. Но вместо пипетки в магистральную трубу вставлена другая, поднимающаяся наверх, да еще с обратным клапаном на конце, чтобы вода каждый раз не сливалась вниз. И магистральную трубу, по которой течет вода родника, перекрывают не пальцем, а особым клапаном, который автоматически срабатывает тогда, когда скорость истечения воды через него наибольшая. Чем больше скорость, тем меньше давление, вот клапан и засасывается, перекрывая ток воды и создавая гидравлический удар. Давление в трубах растет, и избыток воды выплескивается наверх. Что там с ним делают – собирают в бочки, бассейны, распределяют по полям или что другое, – нас уже не интересует. Главное – вода сама пошла наверх, причем иногда поднимаясь на десятки метров.

Как только давление в магистральной трубе падает, да и ток воды прекращается, клапан открывается снова, вода начинает течь в трубе, и все повторяется. А тараном устройство названо потому, что при его работе слышны методично чередующиеся удары, почти как в древности у таранов, которыми пробивали стены.

Надо сказать, что устройство это за годы сплошной «электрификации всей страны» забыто, а сейчас, когда все дорого и надо экономить, можно о нем и вспомнить, если хочется бесплатно днем и ночью поднимать воду из текущего ручья наверх.

Вот так ведет себя вода в ловушке, когда еще может из нее вырваться.

А бывает, что жидкость специально загоняют в такие ловушки, из которых ей вырваться не так уж просто, и в этих случаях она развивает огромное давление.

И как раз эти случаи, в отличие от таранов, используются в технике чрезвычайно широко. Взять хотя бы смазку машин.

Мы часто понимаем смазку достаточно примитивно: без нее деталь по детали скользит с трудом; полили жидким маслом или намазали пластичной смазкой – она стала скользить легче. Но это совсем не та смазка, которая в основном используется в технике и машиностроении. Этой примитивной смазкой мы просто несколько понижаем коэффициент трения скольжения одного твердого тела по другому, и все. Но если загнать масло в «ловушку», то происходят буквально чудеса.

Рис. 246. Неподвижный вал (цапфа) во втулке (а) и вращающаяся цапфа, всплывшая во втулке (б)

Чудо первое – гидродинамическая смазка. Представим себе вал, свободно, то есть с каким-то зазором, сидящий во втулке (рис. 246, а). Все это находится в жидком масле. Пока вал не вращается, он лежит на втулке и касается ее. Но если вал начинает вращаться, то как бы всплывает во втулке и перестает ее касаться. Между валом и втулкой образуется масляный клин, иначе говоря, масло, загнанное в ловушку.

Дело в том, что масло, захватываясь вращающимся валом, там, где зазор его со втулкой еще велик, загоняется фактически в тупик – туда, где зазора-то между валом и втулкой еще не появилось, пока вал лежал на втулке. Давление масла сильно растет, и оно поднимает вал, образуя небольшой зазор, даже если на вал давят большие силы (рис. 246, б). Это давление может достигать сотен мегапаскалей и более, вывешивая валы, на которые давят десятки тонн.

Вот так и работают подшипники скольжения, напри– Масло мер, во всех автомобильных, тракторных и других подобных двигателях. Вал (его называют шипом или цапфой) при его вращении совершенно не касается втулки, эти детали практически не изнашиваются. Обычно думают, что подшипники качения создают сопротивлений меньше, чем скольжения. Но это неверно – подшипники скольжения, которые работают на масляном клину, или, как говорят, в режиме гидродинамической смазки, имеют трение меньше, чем лучшие шариковые. Они лучше, чем шариковые, выдерживают удары, гасят вибрации, меньше шумят. Единственное, чего не любят такие подшипники, – это низких скоростей вращения, когда масло не образует клина и металл цапфы трется о металл втулки. Это случается в основном во время пусков двигателей, когда валы вращаются еще медленно. И как раз в это время и происходит основной износ подшипников скольжения.

Такие же масляные клинья образуются и между зубьями зубчатых колес и шестерен, работающих в масле. Если мы поцарапаем, например, алмазом, рабочую поверхность такого зуба и пустим работать зубчатую передачу с постоянным быстрым вращением, без частых пусков и остановок (например, в приводе насосов или вентиляторов), то даже через несколько лет царапина будет видна. Еще бы – зубья передачи практически не касаются друг друга и не изнашиваются, между ними все то же масло, загнанное в ловушку, – масляный клин (рис. 247).

Рис. 247. Слой масла, «запертый» между зубьями передач

Металл, как бы мы его чисто ни обработали, имеет неровности, выглядящие под микроскопом как горные хребты. И вот эти хребты одной поверхности скользят по хребтам другой (вала по втулке, одного зуба по другому и т. д.), ломая и круша вершины (рис. 248). Так бывает, если трение сухое, без масла, или даже со смазкой, но не загнанной в клин. Налили, допустим, масла на лист железа и тащим по нему другой лист. Крушение микроскопических гор и хребтов – это интенсивный износ материала, служить он будет недолго. Но если между поверхностями создается клин масла, то микронеровности не касаются друг друга своими вершинами, и скольжение идет без их разрушения, без износа (рис. 249). Вот пока и все о чуде гидродинамической смазки.

Рис. 248. Износ поверхностей при «сухом» трении

Рис. 249. Слой масла разделяет микронеровности поверхностей (износа нет)

Чудо второе – «остекленение» масла при больших давлениях. Запертое в ловушку, зажатое между двумя вращающимися и прижатыми друг к другу силами F катками, масло как бы густеет, «стекленеет», начинает передавать нагрузку сдвига. Вообще жидкости не могут работать на сдвиг – тогда они бы не принимали форму того сосуда, куда их наливают. Но тонкие пленки масла при быстро возникающих и прекращающихся давлениях порядка 1 ГПа (1 000 МПа) начинают вести себя как желе, студень или даже стекло – передавать нагрузку сдвига. Таким образом, каток 1 на рис. 250 начинает везти, вращать каток 2 через слой, а вернее, пленку сдавленного масла толщиной около одного микрометра. Впечатление такое, что один каток ведет другой обычным трением, но это не так: между катками слой масла, катки друг друга не касаются. Электрический ток, например, не передается от одного катка к другому при их вращении из-за образования между ними этой пленки масла. Между неподвижными катками, разумеется, есть контакт, и ток проходит от одного к другому.

Читайте также:  Куда можно использовать просроченные семена льна

Рис. 250. «Остекленевшее» масло между вращающимися прижатыми друг к другу катками:

1 – ведущий каток; 2 – ведомый каток масла.

Сила, передаваемая «остекленевшим» маслом, невелика, она в несколько раз меньше силы обычного трения при тех же нагрузках, но ведь нет интенсивного износа, столь характерного для сухого трения. Поэтому такое «остекленевшее» масло используют в бесступенчатых передачах – вариаторах, которые приходят на смену сегодняшним ступенчатым передачам. Коробки передач автомобилей, тракторов, других транспортных машин, коробки скоростей станков – все они пока в основном ступенчатые. До двадцати передач надо иногда переключать в автомобилях, тракторах и станках. А бесступенчатая передача меняет скорость плавно, и в этом ее огромное преимущество. Скоро ступенчатых передач вообще не будет (на автомобилях, тракторах и станках, по крайней мере).

Рис. 251. Лобовой вариатор от первых легковых автомобилей

Как же устроены бесступенчатые передачи? Они в действительности очень хитры и труднодоступны. Поясним их принцип на примере самой простой (но не самой лучшей!) из них (рис. 251). Называется она лобовой, потому что два катка – диска – здесь прижаты друг к другу как бы лбами. Если большой диск (слева) вращается от мотора с постоянной скоростью, то скорость маленького зависит от его положения на оси. В нижнем крайнем положении эта скорость максимальна; с приближением к центру она падает, в самом центре большого малый диск вообще остановится, а на верхней стороне большого малый диск начинает вращаться уже в другую сторону. Казалось бы, идеальная коробка передач, да она и применялась на ранних легковых автомобилях. По крайней мере, приведенная на рис. 251 передача – именно автомобильная. Большой диск связан с двигателем, а малый – с колесами, через понижающую передачу, разумеется.

Первые вариаторы работали всухую, и срок службы их был очень невелик. Потом стали применять вариаторы со смазкой, вернее, с масляной пленкой между дисками. Современные вариаторы мало похожи на первые, они намного сложнее и хитрее. На рис. 252, например, представлен перспективный вариатор для коробок передач автомобилей, разработанный автором в содружестве с автозаводом АМО ЗИЛ и рядом зарубежных фирм (патенты России № 2138710 и 2140028). Видно, что дисков в нем уже не два, а много, к ним постоянно подается масло; диски автоматически сжаты между собой с переменной силой, соответствующей нагрузке, передаваемой приводом, и коэффициенту трения между дисками.

Рис. 252. Перспективный вариатор для бесступенчатых передач мощных автомобилей

И еще очень важная особенность нового вариатора – он самостоятельно, автоматически меняет свое передаточное отношение от нагрузки. Это свойство называется адаптивностью, приспособляемостью. Допустим, пошел автомобиль с таким вариатором в гору, нагрузки увеличились, и скорость движения его падает. Но падает не из-за двигателя – он продолжает вращаться с той же скоростью, а из-за вариатора, автоматически приспособившегося к новым нагрузкам. Эта адаптивность может еще и меняться по желанию водителя. Вариаторов с такими свойствами раньше просто не существовало.

Для вариаторов разработано особое, высокотяговое масло – трактант, стекленеющее сильнее других. Это масло выпускается в основном в США, но опытными партиями – в Германии и России.

Вот как ведет себя жидкость, в данном случае масло, попавшее в ловушку: оно и снижает трение в подшипниках, и повышает его в вариаторах, помогая передавать вращение без ступеней, повышая срок службы машин, механизмов.

Как-то на одном из американских автозаводов решили проверить, сколько сможет проехать автомобиль без капли масла. Машина со страшным скрипом проехала несколько десятков метров и остановилась. Ремонту она больше не подлежала.

ТЕПЛО И СИЛА

Что вы знаете о теплоте?

«Тепло и сила» – так назывались двигатели, выпускаемые в России в начале прошлого века. Чудо, а не двигатели. Их можно было топить дровами, соломой, углем, торфом – чем угодно. При этом они не были паровыми и были гораздо экономичнее. Ими можно было приводить в движение любую сельхозтехнику (веялки, мельницы, насосы) и даже обогревать помещение. Сейчас таких, к сожалению, не выпускают. Но осталось название, которое как нельзя более подходит к нашей новой главе, в которой речь пойдет о теплоте и ее использовании, в частности, для выработки энергии.

Но прежде всего хотелось задать вам, дорогие читатели, несколько вопросов, чтобы определить, что вам известно о теплоте. По крайней мере, вы сами узнаете, сколько парадоксов таит в себе это понятие. Конечно же, на каждый вопрос будет тут же дан ответ, но вы не спешите в него заглядывать, а сначала попытайтесь ответить сами.

Вопрос первый (из трех составляющих). Говорят, что межпланетная среда, в которой находится наша Земля, имеет температуру около 1 500 000 °С. Может ли такое быть – ведь именно в этой среде летают космические корабли, выходят «погулять» космонавты и, как известно, не сгорают? Как с этим согласуется утверждение о космическом холоде, о том, что в тени там царят стоградусные морозы? И еще: если в межпланетном пространстве действительно такая высокая температура, то как ее измерить? Ведь от 1 000 000 °С не то что расплавится, а мгновенно испарится любой термометр.

Ответ. Действительно, температура солнечной короны, которая простирается на расстояние в несколько десятков радиусов Солнца и в которую попадает наша Земля, 1 000 000 – 2 000 000 °С (тут уж безразлично, по какой шкале – Цельсия или Кельвина, разница в 273 °С здесь несущественна, хотя правильнее измерять термодинамическую температуру в кельвинах). Эта корона состоит из высокоионизированной плазмы – «солнечного ветра», частиц, несущихся (на уровне орбиты Земли) со скоростью 400 км/с – в сотни раз быстрее, чем у молекул при комнатной температуре. При этом число этих частиц всего несколько десятков в 1 см3. Исходя из этих данных легко узнать температуру, которая определяется из молекулярно-кинетической теории, изложенной, например, в учебнике физики для 10 класса. Согласно этой теории температура прямо пропорциональна средней кинетической энергии частиц. При скоростях в сотни км/с температура достигает миллионов градусов; с учетом множества факторов эта температура и составляет 1 000 000 – 2 000 000 К.

Из-за чрезвычайно малой концентрации частиц нагреть, а тем более расплавить или испарить космические корабли солнечная корона не может; не в состоянии она по той же причине и сколько-нибудь существенно поднять температуру тел в Космосе. Луна, например, имеет на теневой стороне температуру всего 120 К, или около – 150 °С.

Измеряют температуру межпланетной среды, конечно же, не термометрами, которые эта среда практически не нагреет опять же из-за ничтожной концентрации, а косвенными методами, например, по скорости движения частиц, которую можно измерить достаточно точно.

Вопрос второй. Известно, что в саунах температура воздуха достигает 120—140 °С, что гораздо выше температуры кипения воды; при такой температуре можно запросто готовить яичницу или запекать яйца вкрутую. Каким же образом человек не только выдерживает эту температуру, но еще получает удовольствие, нисколько не запекаясь? Какую максимальную температуру может вообще выдержать человек?

Ответ. Температура воздуха в саунах регламентирована в пределах 90 – 140 °С при относительной влажности 5 – 15 %. Это очень низкая влажность, и в ней все дело. Чрезвычайно сухой воздух сауны способствует быстрому испарению воды из тела человека, главным образом через легкие, имеющие огромную поверхность, а также с поверхности тела через потоотделение. Испаряясь, вода поглощает большое количество тепла (так называемую теплоту парообразования) и интенсивно охлаждает тело человека. Известно, что если не пополнять запас жидкости в теле человека за счет чая и других напитков, то за одно посещение сауны можно потерять в весе несколько килограммов из-за испарения воды. Поэтому-то температура тела человека и держится в узких, дозволенных природой и системой терморегуляции человека рамках даже при более высоких температурах. Известен опыт немецких ученых, когда несколько человек пробыли порядка 10 минут при температуре +210 °С в очень сухом воздухе.

Рис. 253. В сауне рядом с лежащим человеком можно готовить обед

Однако достаточно повысить влажность воздуха в сауне, как переносимость температуры резко падает. Если вылить на камни в сауне достаточное количество воды (что иногда делают не очень грамотные посетители), то запросто можно обжечь всех присутствующих. Не следует путать финскую баню-сауну с русской парилкой, где влажность гораздо выше, а температура ниже.

Что же касается варки яиц в сауне, то автор часто это делает, причем на той же полке, где лежит сам (рис. 253). Обычно это изумляет всех присутствующих, а яйца получаются очень вкусными – с крутым желтком и мягким белком, что очень необычно.

Вопрос третий. Опять о бане, на сей раз русской. Чтобы высушить парилку, нередко открывают в ней окошко, устраивают сквозняк, особенно в мороз. Пар так и валит оттуда внутрь помещения. Как же может этот пар осушить и без того влажное помещение парилки?

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Рис. 249. Слой масла разделяет микронеровности поверхностей (износа нет)

С помощью карманного ножика. Берем ножик, располагая его под прямым углом, протыкаем крышку по окружности, делая отверстия на равном расстоянии. Опосля этого соединяем отверстия в дугу и подцепляем крышку ножиком. Емкость открыта.

С помощью камня либо асфальта. Метод, которым можно пользоваться везде, где есть нечто напоминающее каменную поверхность. Принцип прост: берем подходящую банку, прижимаем ее к камню либо асфальту и начинаем водить ею из стороны в сторону, протирая узкую жесть. Равномерно жесть перетрется, и вы можете открыть банку.

Емкость ставим на твердую, устойчивую поверхность, держим ее одной рукою, иной берем ложку, поворачиваем выпуклой частью к лицу, устанавливаем закругленную часть ложки поближе к ободку консервной банки и начинаем протирать жесть. Принципиальное условие: ложка обязана быть сделана из твердого сплава, по другому она может согнуться либо сломаться.

Можно попробовать открыть банку с помощью кухонного ножика. Берем пригодный кухонный ножик и аккуратненько прокалываем крышку банки в форме буковкы П, основание которой находится у начала наружной окружности крышки.

Опосля соединяем отверстия и скатываем кусок жести, опосля отрывая его. Открываем крышку методом поддевания и снятия ножиком оставшейся жести.

Банки с домашними заготовками под металлическими крышками также можно открыть без помощи открывалки. Лучше не открывать такую банку с помощью зубов либо разбивая о асфальт, а пользоваться последующими методами.

  • Берем банку, ставим на ровненькую, плоскую поверхность, опосля что резко бьем по крышке кулаком, прогибая поверхность. Сильно бить не стоит, по другому можно разрушить руку. Опосля того, как добьетесь вмятин на крышке, осторожно приподнимайте крышку ножом.
  • Еще один достаточно удачный метод открыть банку без открывалки.

Он просит завышенной точности и аккуратности. Берем ножик, переворачиваем банку крышкой вниз, жмем ножиком на кончик крышки, равномерно отгибая. Опосля переворачиваем банку и снимаем колпачок.

Как открыть стеклянную банку

Консервы в стеклянных банках имеют два вида крышек. 1-ый вид – это закручивающиеся крышки, которые традиционно используются на производстве. 2-ой тип крышек – это обыкновенные крышки, которые мы используем в домашней консервации, то есть при закрутках.

Чтобы открыть закручивающуюся крышку, необходимо просто поддеть ее ножиком и впустить вовнутрь воздух.

При этом вы услышите соответствующий хлопок, который говорит о том, что содержимое банки было пригодно к употреблению. Ежели ножика под рукою нет, можно просто стукнуть кое-чем по крышке, чтоб она хлопнула. Это может быть маленький резиновый молоточек, скалка либо просто локоть.

Если вы желаете открыть домашнюю консервацию, необходимо пользоваться ножиком. Для этого на крышке наметьте буковку «Л» либо галочку. Угол и концы предполагаемой «галки» должны упираться в окружность крышки. Воткните ножик в крышку и разрежьте крышку по намеченным линиям. Опосля этого осторожно отогните острый угол жести и зацепите его ножиком.

Потом наматывайте отрезанную часть жести на ножик до самого конца крышки. Остатки жестяной крышки убрать чрезвычайно просто. При этом будьте аккуратны – не порежьте руки – все деяния должны выполняться лишь ножом.

Как открыть банку голыми руками

Если у вас под рукою нет совсем ничего пригодного для открывания банки, этот процесс можно выполнить голыми руками. Это не выдумка!

На боковой грани банки необходимо сделать прогиб. Для этого сильно надавите на грань пальцами – боковая сторона как бы согнется в середине. Опосля этого зрительно разделите боковую поверхность на три части, чтоб сделать еще один прогиб, который будет как бы 2-ой гранью равнобедренного треугольника.

Третью грань делать не нужно.

Когда у вас будет два сгиба на боковых гранях, нужно будет сгибать банку то в одну сторону грани, то в другую. Делайте так много раз, опосля что угол меж гранями станет мягеньким. Опосля неких манипуляций жесть просто порвется меж сгибами, и вы можете узреть содержимое банки. Еще несколько движений и вы откроете банку на сто процентов, как конверт. Таковым образом можно открыть банку лишь с помощью рук.

Консервная банка лишь смотрится устрашающе. Смотря на нее, может показаться, что ничем, не считая консервного ножика ее не победить.

Но познание неких хитростей поможет для вас открыть консервы без открывалки.

Голыми руками

Иногда волей судьбы люди попадают в ситуации, когда в руках нет ничего, что могло бы посодействовать решить схожую делему.

В этом случае им приходится надеяться лишь на себя, решая, как открыть консервную банку без открывалки. Есть метод, которым может пользоваться лишь крепкий и на физическом уровне развитый человек. Для этого ему понадобятся лишь собственные руки. Весь процесс состоит из 3-х стадий:

  • Держа банку меж ладонями в горизонтальном положении, пальцами обеих рук сделать вмятину на боковой поверхности ровно в центре. Опосля этого еще раз нажать на края таковым образом, чтоб тара в этом месте еще больше прогнулась.
  • Те же деяния повторить с противоположной стороны.
  • Прочно захватив руками оба донышка, совершать встречные поступательные движения. В итоге места прогиба треснут и банку можно будет поделить на две равные части.

Правда, таковой метод применим лишь в случае, ежели снутри емкости нет огромного количества воды.

Хотя голодного человека даже это событие не остановит.

При этом не следует держать ее на коленях либо меж ног – ножик может соскользнуть, что приведет к порезу.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Узнайте как нужно хранить продукты и медикаменты в условиях квартиры. Вы с нами?