В каком количестве правомерно хранить дома алкоголь собственного производства? В россии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Сколько хранится алкоголь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как хранить этот алкогольный напиток и есть ли разница между различными его видами? Попробуем разобраться.

И при этом неважно, кому она принадлежит. Вместе с тем новый декрет ужесточил наказание тем, кто торгует нелегальным алкоголем без акцизов.

Так, штраф за повторное нарушение, совершенное за год, вырос с 20 базовых величин до 30 (620 рублей). Декрет пока официально не опубликован, и поэтому неизвестно, когда он вступит в силу.

Срок годности и правила хранения водки

Тогда срок годности водки в бутылке указывается на этикетке. В большинстве случаев он составляет всего 1 год. Стандарты ГОСТ позволяют дать общие представления относительно качеств и условий хранения алкогольного напитка данного вида. Так, срок годности водку по ГОСТу варьируется в пределах от 1 до 3 лет. Эта информация прописывается на этикетке.

Также законом строго регламентированы объемы, разрешенные для хранения и перемещения физическими лицами, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта, табачного сырья, нефтяного жидкого топлива.

Естественно, самым главным показателем пригодности водки для употребления является дата производства и срок годности, указанные на этикетке.

Ограничено ли количество спиртного, которое можно хранить дома? Существуют ли ли подобные ограничения на другие продовольственные и промышленные товары?

В этом случае статья буквально создана для вас. «WineStreet» создал подробный анализ мясных блюд и их великолепных сочетаний с разными сортами красного вина.

При отсутствии маркировки или при сомнениях в ее правдивости определить просроченную водку помогут следующие признаки:

Всегда ли Вы соблюдаете условия хранения продуктов и лекарств?
Да, всегда стараемся.
59.28%
Нет, ничего такого не произойдет.
21.48%
А нужно? Наверно это важно только в ресторанах и кафе.
19.24%
Проголосовало: 1029
  • на дно бутылки выпадает осадок;
  • настоящая качественная водка абсолютно прозрачна, если в составе жидкости имеются помутнения, то, вероятно, водка просрочена;
  • алкогольный напиток имеет нехарактерный для водки запах;
  • количество алкоголя в составе водки меньше, чем указано на этикетке (обычно 40%);
  • при употреблении чувствуется нехарактерный для водки привкус.
  • простые (в составе только вода и этиловый спирт);
  • особые (вода, спирт и ароматические или вкусовые добавки).

При соблюдении правил хранения запечатанная водка без добавок способна простоять неограниченное время, а крепкий напиток с примесями от 6 до 12 месяцев.

Хотя бы из зависти или злости. Но надо еще доказать продажу самогона или браги на дому. А сделать это можно лишь, поймав самогонщика на торговле «сивухой».

При воздействии с пластиковой тарой происходит реакция, и, как результат — выделяются яды, очень опасные для организма.

Новый российский ГОСТ 2003 года №52194 «Водки и водки особые» предписывал производителям указывать максимальный срок годности водки на этикетке.

При воздействии с пластиковой тарой происходит реакция, и, как результат — выделяются яды, очень опасные для организма.

Считается, что дорогая водка, произведенная из спирта классов Люкс и Альфа, имеет более длительные сроки хранения по сравнению с более дешевыми аналогами.

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий.

В каком количестве правомерно хранить дома алкоголь собственного производства?

Срок годности шампанского в бутылке при соблюдении всех условий составляет 3 года, однако в большинстве магазинов и неспециализированных точек этот напиток хранится неправильно, что существенно сокращает этот срок. Приобретать шампанское лучше всего с тем расчетом, что за месяц вы его сможете употребить. В противном случае вкус будет утрачен. Тара должна быть плотно закрыта, иначе напиток начнет испаряться, и находиться в вертикальном положении.

Водку классифицируют по двум категориям:

  • Особая, в состав которой помимо спирта и воды входят дополнительные ингредиенты (например, жгучий перец или мед).
  • Простая, состоящая только из этилового спирта и воды (иногда с добавлением сахара).

Пренебрегая рекомендациями по хранению алкоголя в отношении емкости, вы рискуете получить пищевое отравление. Чтобы не отравиться храните напиток только в стекле. Если напиток необходимо перелить лучше используйте стеклянную банку или кувшин с плотной крышкой.

За счет этого по вкусовым качествам она не очень приятная, но сроки хранения довольно высокие, что обусловлено отсутствием компонентов, которые могут со временем испортиться.

Существуют два типа водки: особые и простые. Простой вид водки, в идеале, состоит только их двух компонентов спирт и вода. Иногда, в этот продукт, некоторые производители дополнительно добавляют сахар. Однако не стоит забывать, что этиловый спирт не является 100 процентов чистым продуктом. На один литр этого вещества придется максимум 0,96-0,98 литра спирта.

Итак, продукция должна храниться в стационарных конструктивно обособленных помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета продукции, иначе говоря, в складских помещениях (п.

Чтобы помешать возникновению химических реакций, водку (самогон) следует хранить в темном помещении при температуре от 5° С до 10° С и относительной влажностью воздуха не более 85%. Соблюдение этих условий не дает спирту вступать в химические реакции с другими веществами, в результате чего напиток будет радовать отменным вкусом. И, конечно, бутылка должна быть герметичной.

В России ужесточили уголовное наказание за нелегальный алкоголь

Стекло не вступает в химическую реакцию со спиртом. Отдельно нужно позаботиться о герметизации бутылки, так как спирт испаряется очень быстро. Если бутылку не закрыть (или закрыть неплотно), то через некоторое время обнаружится, что водки стало меньше, и она стала слабее, чем должен быть. Часть спирта испарится, а вода останется, отсюда уменьшение крепости.

Ни при каких обстоятельствах не храните вино в холодильнике. Вкус напитка пострадает от низких температур и постоянных вибраций.

Одним из наиболее распространенных и общепризнанных алкогольных напитков выступает водка. Но нередко она приобретается не для питься, а просто, чтобы была. В этом случае важно учесть срок годности водки в бутылке. Если она состоит из спирта и дистиллированной воды, то храниться она может любой период времени.

Естественно, самым главным показателем пригодности водки для употребления является дата производства и срок годности, указанные на этикетке.

В соответствии с законодательством на производство алкогольной продукции в России требуется лицензирование.

Лицензия на алкоголь представляет собой документальный акт, который позволяет юридическому или индивидуальному предпринимателю производить и реализовывать спиртосодержащие напитки.

Алкоголь подлежит лицензированию согласно ФЗ №171 главы 3, разрешение позволяет коммерческой организации готовить спиртосодержащие напитки, денатураты, вина, пиво и т.п.. Лицензия гарантирует следующие права:

  • производство алкоголя и его сырья;
  • продажа;
  • хранение.

Для физических и юридических лиц реализация данных прав без законного основания может привести к ликвидации производства и административным штрафам.

Получателем лицензии на производство алкогольной продукции может быть только юридическое лицо. Юрлицо – это фирма, которая согласно всем требованиям и условиям была зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц.

  • наличие сооружения/здания, которое предназначается для производства спиртов;
  • наличие оборудования и сертифицированного сырья;
  • на юридическое лицо не должно быть наложено административных ограничительных мер, уголовных взысканий, которые запрещают получение лицензии.

При выявлении нарушений по законодательству РФ и региональным нормам лицензирующий отдел может отозвать разрешение обратно или отказать в выдаче.

Документы

Для лицензирующего органа юридическое лицо предоставляет следующие документы:

  • заявление;
  • выписку и ЕГРЮЛ;
  • номер счета для вычисления налогов и доходов;
  • копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • документы, подтверждающие наличие уставного капитала;
  • документы аренды и права собственности на здание/помещения производства;
  • заключение из Роспожарнадзор;
  • заключение Санэпидемслужбы;
  • документ по аккредитации лаборатории и химического контроля;
  • сертификаты соответствия оборудования и качества продукции.

Порядок переоформления и продления

После получения лицензии для продолжения деятельности юридическое лицо может переоформить разрешение. Лицензия продлевается через 5 лет после выдачи, при розничной торговле – каждый год.

Основаниями в переоформлении или продлении являются:

  • предоставление удостоверяющих документов на юридическое лицо;
  • предоставление заключений и сертификатов качества, контроля и безопасности;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Для переоформления понадобится посетить отделение ФНС для запроса об отсутствии штрафов, налоговых просрочек. После проверки бумаг налоговиками, повторно проводится выездная проверка, а в месячный период принимается решение о продлении лицензии.

Если юридическому лицу потребуется продлить или переоформить разрешение на производство алкогольной продукции, то услуга обойдётся ему в стоимость:

  • 3 500 рублей за реорганизацию в форме слияния для участников с одинаковой лицензией;
  • 3 500 рублей для предприятия с изменившимися данными или для восстановления/продления лицензии.

Получателем лицензии на производство алкогольной продукции может быть только юридическое лицо. Юрлицо – это фирма, которая согласно всем требованиям и условиям была зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц.

Апарышев Игнат Валерьевич, аспирант МАОК, референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

Ключевые слова: договор хранения, этиловый спирт, алкоголь, алкогольная продукция, лицензия.

Responsibility for storage of alcohol products in accordance with contract of storage without relevant license: legal fundamentals and arbitrazh practice

Key words: contract of storage, ethyl alcohol, alcohol products, license.

Согласно пп. 5.3.2 Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» лицензирование и контроль за соблюдением лицензионных условий деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее — Росалкогольрегулирование).

В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Читайте также:  Какой срок у шаурмы

В соответствии с п. 1 ст. 886 Гражданского кодекса РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ регулируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

Из норм п. 2 данной статьи следует, что деятельность по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной и спиртосодержащей продукции являются самостоятельными видами деятельности, подлежащими лицензированию.

Письмом МНС России от 17 мая 2000 г. N ВБ-6-32/379@ дано разъяснение, что хранение этилового спирта, хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции как самостоятельные виды деятельности в соответствии с Законом N 171-ФЗ должны лицензироваться. Наличие у организации лицензии на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции не дает права этой организации осуществлять по указанной лицензии хранение этилового спирта и алкогольной продукции, не являющихся собственностью данной организации.

Таким образом, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, не являющихся собственностью организации, подлежит лицензированию как самостоятельный вид деятельности.

Следовательно, организация, имеющая лицензию на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, не вправе хранить на собственном складе алкогольную продукцию, принадлежащую поклажедателю, по договорам хранения.

В соответствии с Законом N 171-ФЗ и Постановлением Правительства РФ N 154 от 24 февраля 2009 г. решение о выдаче лицензий на осуществление деятельности по хранению алкогольной продукции принимается Росалкогольрегулированием.

Оборот, в том числе хранение алкогольной продукции без соответствующей лицензии образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), п. 16 ст. 2 Закона N 171-ФЗ. Аналогичное решение вынесено в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17 октября 2008 г. N Ф08-6308/2008.

Лицензия на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции дает право на хранение лишь собственной алкогольной продукции, поскольку хранение в этом случае является необходимым действием, которое лицензиат должен осуществить после закупки такой продукции до момента ее поставки, а в силу п. 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998 г. N 727, оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещено. Данная правовая позиция подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N ГКПИ07-1425.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются в том числе производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или не связанных с производством указанной продукции целях и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

В п. 1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ указано, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий. Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается конкретному лицу и представляет собой форму государственной легализации его деятельности.

В силу ст. 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Таким образом, оборот без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, является нарушением ст. 19, п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ.

Ответственность за данное нарушение квалифицируется по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ — промышленное производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В настоящее время необходимо учитывать пункт 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в котором указано, что в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.17 КоАП РФ, является формальным. В связи с этим он не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения и считается законченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий.

Для оценки действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет наличия признаков формального состава эти последствия не имеют правового значения.

Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.

Так как состав правонарушения, предусмотренный ст. 14.17 КоАП РФ, предполагает нарушение требований законодательства, предъявляемых к производству и обороту алкогольной продукции, а именно требований о порядке соблюдения лицензионных условий, отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам не может служить основанием для признания указанного нарушения малозначительным.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 9 апреля 2001 г. N 74-О, Определение от 24 апреля 2002 г. N 99-О), согласно которым правонарушения в сфере оборота алкогольной (спиртосодержащей) продукции обладают повышенной опасностью и понятие «малозначительность» к указанным правонарушениям неприменимо.

Согласно п. 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 727 от 9 июля 1998 г., лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления. Оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещается (Определение Конституционного суда РФ N 199-О-О от 24 февраля 2011 г., Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2009 г. по делу 09АП-4389/2009-АК).

Таким образом, организация, имеющая лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, так же как и организация, имеющая лицензию на право осуществления хранения алкогольной продукции, должны хранить данную продукцию только по адресам, указанным в лицензии, и не вправе передавать ее на хранение другим лицам.

При этом наличие у организации лицензий на осуществление таких видов деятельности как закупка, хранение и поставка алкогольной продукции и отдельно хранение алкогольной продукции, не дает права этим организациям осуществлять по указанным лицензиям хранение алкогольной продукции, не являющейся собственностью данной организации. Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 6 марта 2008 г. N ГКПИ07-1425 указал, что по закону организация не вправе хранить (передавать на хранение) алкогольную продукцию по адресам, не указанным в лицензии, включая ее обособленные подразделения (производства, склады). Следовательно, организация имеет право на хранение только той продукции, которая находится у нее в собственности, и только по тем адресам, которые указаны в лицензии. Факт наличия у организации соответствующей лицензии на хранение алкогольной продукции, не дает ей права на хранение алкогольной продукции, которая не является собственностью данной организации, так как другие организации также обязаны хранить продукцию по адресам, указанным в своих лицензиях.

Данная правовая позиция подтверждается решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16 апреля 2010 г. по делу А45-7027/2010, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2010 г., вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Москвы от 27 декабря 2011 г. по делу А40-118002/149-769, решением Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2010 г. по делу А41-21274/2010, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 5 октября 2010 г. по делу А40-89087/10-130-500, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области по делу А09-6106/2011 от 13 октября 2011 г., решением Арбитражного суда Брянской области от 20 октября 2011 г. по делу А09-6181/2011, решением Арбитражного суда Рязанской области по делу А54-6513/2011.

Читайте также:  Руккола в блендере

КоАП РФ предусматривает конфискацию орудия совершения административного правонарушения в качестве одного из видов административного наказания, назначаемого судьей, и определяет ее как принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. При этом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с Федеральным законом возвращению их собственнику, а также изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению (пункт 4 части 1 статьи 3.2, части 1 и 3 статьи 3.7 КоАП РФ).

Таким образом, в административном законодательстве (в отличие от уголовного и уголовно-процессуального законодательства) конфискация орудия совершения административного правонарушения как вид наказания не применяется лишь в случае, если соответствующее имущество находилось во владении правонарушителя незаконно. Во всех остальных случаях предполагается, что орудие совершения административного правонарушения может быть конфисковано независимо от того, принадлежит оно правонарушителю на праве собственности или нет.

Данный вывод сделан Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 6-П от 25 апреля 2011 г.

В Определении N 866-О-О от 21 июня 2011 г. Конституционный Суд РФ также указал, что ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ предусмотрены случаи изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения. При этом такое изъятие не является конфискацией, т.е. видом административного наказания, и предполагает возможность лишения лица имущества, только если последний владеет им незаконно. Данное законоположение не связывает возможность изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения с фактом привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий.

Частью 3 ст. 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 данное правило должно применяться также при вынесении решения, которым отказано в привлечении к административной ответственности. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Обращаем внимание, что алкогольная продукция, хранимая организацией без соответствующей лицензии, находится в незаконном обороте, а потому подлежит изъятию с направлением на переработку или уничтожение вне зависимости от установления вины организации-собственника. Данный довод подтверждается сложившейся судебно-арбитражной практикой.

В соответствии с п. 4 ст. 25 Закона N 171-ФЗ конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не соответствующие государственным стандартам и техническим условиям, а также алкогольная продукция из непищевого сырья или имеющая денатурирующие добавки, подлежат переработке на договорных условиях в этиловый спирт для технических нужд либо спиртосодержащую непищевую продукцию. При невозможности осуществить такую переработку конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению.

Согласно пп. 5.3.2 Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» лицензирование и контроль за соблюдением лицензионных условий деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее — Росалкогольрегулирование).

Ответственность за хранение алкогольной продукции по договору хранения без соответствующей лицензии: правовые основы и арбитражная практика

Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность непосредственно связана с жизнью и здоровьем населения. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.

Согласно п. 5.3.2 постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка», лицензирование и контроль над соблюдением лицензионных условий деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее — Росалкогольрегулирование).

В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 886 Гражданского кодекса РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в России регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ, лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. Из норм п. 2 данной статьи следует, что деятельность по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной и спиртосодержащей продукции являются самостоятельными видами деятельности, подлежащими лицензированию.

Письмом МНС России от 17.05.2000 N ВБ-6-32/379@ дано разъяснение, что хранение этилового спирта, хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции как самостоятельные виды деятельности в соответствии с Законом N 171-ФЗ должны лицензироваться. Наличие у организации лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции не дает этой организации права осуществлять по указанной лицензии хранение этилового спирта и алкогольной продукции, не являющихся собственностью данной организации.

Таким образом, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, не являющихся собственностью организации, подлежит лицензированию как самостоятельный вид деятельности. Следовательно, организация, имеющая лицензию на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, не вправе хранить на собственном складе алкогольную продукцию, принадлежащую поклажедателю, по договорам хранения.

В соответствии с Законом N 171-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. N 154 решение о выдаче лицензий на осуществление деятельности по хранению алкогольной продукции принимает Росалкогольрегулирование. Оборот, в том числе хранение, алкогольной продукции без лицензии образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), п. 16 ст. 2 Закона N 171-ФЗ. Аналогичное решение вынесено в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.10.2008 N Ф08-6308/2008.

Лицензия на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции дает право на хранение лишь собственной алкогольной продукции, поскольку хранение в этом случае является необходимым действием, которое лицензиат должен осуществить после закупки такой продукции до момента ее поставки, а в силу п. 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 N 727, оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещено. Данная правовая позиция подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2008 N ГКПИ07-1425).

В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или не связанных с производством указанной продукции целях и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

В пункте 1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ указано, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется организациями при наличии лицензий. Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается конкретному лицу и представляет собой форму государственной легализации его деятельности. В силу ст. 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа. Таким образом, оборот без лицензии, с нарушением условий, предусмотренных лицензией, является нарушением ст. 19, п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ.

Ответственность за данное нарушение квалифицируется по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ — промышленное производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Читайте также:  Как хранить нутряное сало

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры к их соблюдению. При этом лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В настоящее время необходимо учитывать п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2.07.2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в котором сказано, что, в отличие от физических лиц, КоАП РФ формы вины юридических лиц (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры к их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.17 КоАП РФ, является формальным. В связи с этим он не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения и считается законченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий. Для оценки действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет наличия признаков формального состава эти последствия не имеют правового значения. Так как состав правонарушения, предусмотренный ст. 14.17 КоАП РФ, предполагает нарушение требований законодательства, предъявляемых к производству и обороту алкогольной продукции, а именно требований о порядке соблюдения лицензионных условий, то отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам не может служить основанием для признания указанного нарушения малозначительным.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 9.04.2001 N 74-О, Определение от 24.04.2002 N 99-О), согласно которым правонарушения в сфере оборота алкогольной (спиртосодержащей) продукции обладают повышенной опасностью и понятие «малозначительность» к указанным правонарушениям не применимо.

Согласно п. 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9.07.1998 г. N 727, лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления. Оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещается (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2011 г. N 199-О-О, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 г. по делу 09АП-4389/2009-АК).

Таким образом, организация, имеющая лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, так же как и организация, имеющая лицензию на право осуществления хранения алкогольной продукции, должны хранить данную продукцию только по адресам, указанным в лицензии, и не вправе передавать ее на хранение другим лицам.

При этом наличие у организации лицензий на осуществление таких видов деятельности, как закупка, хранение и поставка алкогольной продукции и, отдельно, хранение алкогольной продукции, не дает этим организациям права осуществлять по указанным лицензиям хранение алкогольной продукции, не являющейся собственностью данной организации. Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 06.03.2008 N ГКПИ07-1425 указал, что по закону организация не вправе хранить (передавать на хранение) алкогольную продукцию по адресам, не указанным в лицензии, включая ее обособленные подразделения (производства, склады). Следовательно, организация имеет право на хранение только той продукции, которая находится у нее в собственности, и только по тем адресам, которые указаны в лицензии. Наличие у организации соответствующей лицензии на хранение алкогольной продукции не дает ей права на хранение алкогольной продукции, которая не является собственностью данной организации, так как другие организации также обязаны хранить продукцию по адресам, указанным в своих лицензиях.

Данная правовая позиция подтверждается Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.04.2010 г. по делу А45-7027/2010, оставленному без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7.07.2010, вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Москвы от 27.12.2011 г. по делу А40-118002/149-769 от 27.12.2011, Решением Арбитражного суда Московской области от 12.07.2010 по делу А41-21274/2010, вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда г. Москвы от 5.10.2010 по делу А40-89087/10-130-500, вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Брянской области по делу А09-6106/2011 от 13.10.2011, Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.10.2011 по делу А09-6181/2011, Решением Арбитражного суда Рязанской области по делу А54-6513/2011.

КоАП РФ предусматривает конфискацию орудия совершения административного правонарушения в качестве одного из видов административного наказания, назначаемого судьей, и определяет ее как принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. При этом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их собственнику, а также изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению (п. 4 ч. 1 ст. 3.2, ч. 1 и 3 ст. 3.7 КоАП РФ).

Таким образом, в административном законодательстве (в отличие от уголовного и уголовно-процессуального законодательства) конфискация орудия совершения административного правонарушения как вид наказания не применяется лишь в случае, если соответствующее имущество находилось во владении правонарушителя незаконно. Во всех остальных случаях предполагается, что орудие совершения административного правонарушения может быть конфисковано независимо от того, принадлежит оно правонарушителю на праве собственности или нет. Данный вывод сделан Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.04.2011 N 6-П.

В Определении от 21.06.2011 г. N 866-О-О Конституционный Суд РФ также указал, что в ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ предусмотрены случаи изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения. При этом такое изъятие не является конфискацией, т.е. видом административного наказания, и предполагает возможность лишения лица имущества, только если последний владеет им незаконно. Данное законоположение не связывает возможность изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения с фактом привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий.

Частью 3 ст. 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2.06.2010 г. N 10 данное правило должно применяться также при вынесении решения, которым отказано в привлечении к административной ответственности. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Обращаем внимание, что алкогольная продукция, хранимая организацией без лицензии, находится в незаконном обороте, а потому подлежит изъятию, направлению на переработку или уничтожению независимо от установления вины организации-собственника. Данный довод подтверждается сложившейся судебно-арбитражной практикой.

В соответствии с п. 4 ст. 25 Закона N 171-ФЗ конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не соответствующие государственным стандартам и техническим условиям, а также алкогольная продукция из непищевого сырья или имеющая денатурирующие добавки, подлежат переработке на договорных условиях в этиловый спирт для технических нужд либо спиртосодержащую непищевую продукцию. При невозможности осуществить такую переработку конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция должны быть уничтожены.

аспирант Международной Академии оценки и консалтинга,

референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса

«Право и жизнь», N 6, июнь 2012 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Научный и научно-популярный журнал «Право и жизнь» издается с 1992 года.

Его публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной научной и практической юриспруденции. Журнал выступал инициатором принятия различных нормативных правовых актов, разрабатывал вопросы конституционного, административного, муниципального, финансового, налогового, гражданского и уголовного права, помещал многочисленные материалы по тематике защиты прав человека и гражданина, большое внимание уделял развитию регионального законодательства, институтов местного самоуправления. Особое внимание уделялось вопросам теории права и государства, институциональной политологии.

референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Узнайте как нужно хранить продукты и медикаменты в условиях квартиры. Вы с нами?